Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 46/1998 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • В ОГНЕ РОЖДЕСТВЕНСКИХ СВЕЧЕЙ

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
    МАСТЕРСКАЯ

    В ОГНЕ РОЖДЕСТВЕНСКИХ СВЕЧЕЙ

    Сценарий праздничного урока для начальных классов

    Известно, что к праздникам, в том числе и рождественским, лучше готовиться заранее. Мы предлагаем учителям и воспитателям светских и воскресных школ провести праздничный урок, посвященный Рождеству Христову.
    Необязательно точно следовать предлагаемому сценарию. В ход урока можно вводить и свои методические наработки, и иные литературные материалы. Главное, чтобы урок получился интересным, увлекательным и благочестивым. Желаем удачи!

    Цель обучающая: дать знания о празднике Рождества Христова; воспитательная – привить уважение к православным традициям своего народа; развивающая – пробудить творческие способности, воображение, память, внимание.

    Оборудование, оформление кабинета. На столе, покрытом праздничной вышитой скатертью, под искусственной елочкой, обвитой гирляндой и украшенной игрушками, стоит икона Рождества Христова. На верхушке елочки сверкает восьмиконечная Вифлеемская звезда, расшитая бусами и блестками. На верхних веточках – три бумажных ангела с трубами. Оформление класса также отвечает теме урока. На доску наброшена яркая ситцевая занавеска в мелкий цветочек, на фоне которой приколота репродукция иконы – Богоматерь с Младенцем, обрамленная вышитым полотенцем.

    Звучит музыка: фрагмент тропаря Рождеству Христову и колядки “Скиния златая” (1). Под музыку входят в класс дети, рассаживаются по партам.

    Учитель (в цветной, накинутой на плечи шали). Ребята, сегодня вы узнаете много интересного о величайшем христианском празднике – Рождестве Христовом. Скажите, пожалуйста, какой сейчас год?

    Дети. 1998-й.

    Учитель. А скоро ли наступит Новый год?

    Дети (отвечают).

    Учитель. А знаете ли вы, что каждый новый год отсчитывается с того дня, в который пришел в мир Христос. Раньше в старых книгах о нем написали бы так: 1999-й год от Рождества Христова. Оказывается, почти два тысячелетия отмечают люди это удивительное и таинственное событие: рождение Богомладенца. В память о нем даже зимние каникулы, которые все вы так любите, называются Рождественскими каникулами.

    Итак, по церковному календарю Рождество Христово произошло в ночь с 24 на 25 декабря. Послушайте, как это было...

    Звучит музыка: вальс снежинок из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”.

    Учитель (продолжает). Слышите, как кружит на улице метель? Давным-давно это было... У нас трещали зимние морозы. Кругом – куда ни глянь – лежали пушистые сугробы. Искристый иней окутывал белые заснеженные деревья, пустынным холодом веяло от притихшей в январской стуже земли. А далеко-далеко от нашей родины, в жаркой стране Палестине, где никогда не бывает зимних холодов, родился Младенец Христос. Он появился на земле неподалеку от города Вифлеема, в пещере, куда во время непогоды пастухи загоняли лошадей и коров. Поздно вечером, накануне этого события, добрались до Вифлеема родители Христа – Дева Мария и ее муж, благочестивый старец Иосиф. Случилось так, что в городе никто не пустил их на ночлег. И тогда они нашли себе пристанище в пещере, называемой вертепом. Каждый час и каждую минуту рождаются на земле дети. Но когда родился Христос, в мире произошло столько неожиданных, дивных чудес, что до сих пор им удивляются. Кто, ребята, из вас слышал или читал об этих чудесах?

    Дети (по желанию рассказывают отрывки из Священной истории или читают заранее выученные стихи о Рождестве Христовом, упоминая при этом о Вифлеемской звезде).

    Учитель. Видите, какое это было удивительное событие, – о нем повествует Священное Писание. И сколько красивых стихов написали о нем поэты! Но не только святые евангелисты, богословы и поэты посвящали ему свои строки. Рождество Христово люди стали славить народными песнями-колядками. Необычайное событие это стали изображать и на праздничных иконах, которые выносят в центр храма в день праздника. Давайте и мы с вами посмотрим на такую икону. Написана она в XVI веке учениками великого русского иконописца преподобного Андрея Рублева.

    Звучит музыка: вступление к рождественской колядке “Дева сына родила” (1). На фоне ее начинается беседа об иконе (2).

    Учитель (продолжает). Как вы думаете, кто изображен в центре этой иконы? Конечно же, Мать Иисуса Христа – Дева Мария. Посмотрите, с какой затаенной нежностью смотрит Она на Своего Сына. А теперь скажите мне, кого еще изобразили иконописцы?

    Дети (объясняют по-своему групповые композиции с ангелами, пастушками, волхвами).

    Учитель. Ребята, а вы заметили, что даже розовая коровка и маленький белый жеребеночек с любовью смотрят на Младенца Христа, лежащего в колыбели, как будто они ждут от Него чего-то необыкновенного. А деревья? Посмотрите, как интересно написаны деревья! Как бы вы сказали о них? Какие они?

    Дети. Кудрявые, веселые.

    Учитель. Совершенно верно. Деревца на иконе – кудрявые, земля и скалы золотистые, звонкие. Вся икона как бы пронизана золотым, сияющим светом, залита солнцем. Земля и небо, деревья и животные, ангелы и люди – все звенит и ликует на иконе. А почему? Да потому, что родился не просто ребеночек, а Сын Божий, Который пришел спасти людей от смерти и принес мир, любовь и надежду на спасение, на жизнь вечную. Древние предания рассказывают нам о том, что поклонились Христу в те дни не только люди и животные, но и деревья. Послушайте, как это было...

    Звучит музыка: снова повторяется тропарь Рождеству Христову с волшебным звоном колокольчика. Учитель с детьми разыгрывают стихотворение “Елочка”. Три мальчика изображают волхвов. На головах у них – короны или чалмы, на плечи наброшены плащи с восточными золотыми звездами. Девочки одеты в нарядные кружевные платьица, соответствующие по цвету той или иной роли. На головах девочек – бумажные ободки с венками из цветущего орешника, синих колокольчиков, алых роз и белых лилий. Девочка, изображающая елочку, одета в зеленое платьице или волнистые юбочки, силуэтом напоминающие колючее деревце. Все девочки держат в руках цветы, плоды или ветки, соответственно своему тексту.

    Учитель (на фоне тихо звучащей музыки).

    Я помню древнее преданье
    Давно, давно минувших дней,
    Когда в рождественском сияньи
    Звезда блеснула для людей,
    И хоры ангельские пели
    Земле святую песнь с небес,
    И светлой радостью звенели
    Цветы в полях и темный лес.

    1-й мальчик. (Волхв)

    И шли волхвы за той звездою,
    Они к Христу-Младенцу шли.

    2-й мальчик. (Волхв)

    И вот под кровлею простою
    Они Спасителя нашли...

    3-й мальчик. (Волхв)

    И все, ликуя, к Иисусу
    Тянулись радостной мечтой.

    1-я девочка. (Орешник)

    “Пойду к нему и поклонюся”, –
    Шептал орешник молодой, –
    Снесу дары мои простые...”

    Кладет на стол, как бы у колыбели, ветку орешника.

    2-я девочка. (Колокольчик)

    “И я с тобой, – сказал цветок, –
    Совьюсь в цветочки голубые,
    Чтоб Он играть со мною мог”.

    С поклоном кладет там же букет синих цветов.

    3-я девочка. (Яблоня)

    И нежно яблоня шептала:
    “Ему снесу плоды мои!”

    Ставит на стол на красивом блюде красные яблоки.

    4-я девочка. (Роза)

    И роза тихо открывала
    Венцы душистые свои.

    Сыплет сверху на принесенные дары розовые лепестки.

    Учитель.

    А ель, безмолвная, тоскуя,
    Стояла в стороне одна.

    Елочка все это время стоит одиноко в стороне, опустив голову, робко оглядывая себя и не решаясь подойти к цветам и плодоносным деревьям.

    5-я девочка. (Елочка)

    “Что принести Христу могу я?” –
    Вздыхая, думала она.

    Учитель.

    И вот склонилися с дарами
    К Христу деревья и цветы.
    И пальма с пышными ветвями,
    И роза дивной красоты,
    Одежды лилий белоснежных
    У ног Христа ковром легли...

    Начинает тихо звучать музыка вальса. Цветы кружатся.

    5-я девочка. (Елочка)

    Лишь елка в грусти безнадежной
    Простерла ветки издали.

    Музыка резко обрывается.

    Учитель. Но вдруг...

    Цветы и плоды ахают. И тот час же елка вспыхивает огнями гирлянды.

    ...Блеснули, зажигаясь,
    На ней брильянты скорбных слез.
    И обернулся, улыбаясь,
    Ее сиянию Христос.
    И с этих пор Христовой елкой
    Она зовется у людей,
    И блещут скромные иголки
    В огне рождественских свечей.

    Звучит музыка: вальс снежинок из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”. Взявшись за руки, кружатся Роза, Лилия, Орешник, Колокольчик, Елочка. Потом, оглянувшись на колыбель, где спит Христос-Младенец, тихонько, на цыпочках, приложив палец к губам, расходятся. Садятся за парты.

    Учитель. Вот какое чудесное, рождественское предание услышали мы сегодня! Но это не единственный рассказ о елочке. Множество интересных историй сложили люди о ней. Рассказывают, например, что в святую ночь на колючие ветки этого скромного деревца скатились с небес и зажглись разноцветными огнями звезды. Говорят также, что, когда коварный царь Ирод гнался за маленьким Христом, чтобы убить Его, елочка спрятала Младенца с Матерью и отцом под своими ветвями, а потом на ней зацвели чудесные белые цветы. Так это было или не так? Кто знает. Ясно для нас только одно: за скромность и доброту была избрана Божиим Сыном среди других деревьев елочка и отмечена чудесными, сверкающими огнями. Теперь вы знаете, почему именно это деревце наряжают бусами, флажками, игрушками в праздник Рождества Христова. Давайте и мы сегодня споем о ней свою праздничную песню.

    Все хором поют: “Маленькой елочке холодно зимой”.

    Учитель (продолжает). Каждый год поем мы эту песню. Но знаете ли вы, что придумана она была давным-давно, и мамы ваши ее пели, когда были маленькими, и папы, и бабушки, и дедушки... Вот только в старину последний куплет этой песенки пели иначе (напевает).

    Нравится елочке наше торжество,
    Весело, весело встретим Рождество!
    Весело, весело встретим Рождество!

    Запомнили? Теперь попробуем спеть так все вместе (поют хором).

    Ну, а сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание. Постарайтесь нарисовать дома сюжеты рождественских преданий о елочке. Это первое. Второе: сделайте игрушки для рождественской елки. Ваши игрушки мы повесим на эту елочку. Это может быть Вифлеемская звезда, бумажные ангелы, цветы и плоды, которые были принесены в Святую ночь Богомладенцу.

    1. Аудиокассета “Святая ночь”: Русские и украинские колядки. Исполняют: Самодеятельный хор с. Самострелы Корецкого р-на под управлением Н.Заяц, хор Корецкого ставропигиального Троицкого женского монастыря под управлением монахини Херувимы, трио: инокиня Любовь, инокиня Валентина, инокиня Валентина, хор Пюхтицкого Успенского женского монастыря под управлением инокини Магдалины, дуэт: инокиня Магдалина, послушница Ореста. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 1987 г.

    2. Рождество Христово: (Икона), Школа Рублева. 10–20-е гг., XV в. // Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. – М.: Искусство, 1971. Илл. 40.

    Лилия ЛАДИК,
    г. Иркутск,

    Рис. Дарьи Бокаревой

    TopList