Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 46/1998 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • КАК ОБРАТИТЬ В ХРИСТИАНСТВО  "ЯЗЫЧЕСКИЙ РИМ"

    ПРАВОСЛАВИЕ И ТВ

    ТВ — новая цивилизация?

    Впрочем, если смотреть беспристрастно, то очевидно, что отношения ТВ, с одной стороны, и Православной Церкви и воцерковленной культуры – с другой, складываются непросто. Но иначе и быть не может. Сказывается гигантская разница в возрасте. Телевидение еще очень молодо, оно бурно развивается, меняя формы подачи и способы распространения информации, свою технологию. Как всякий молодой организм, распираемый гормонами роста, его частенько, что называется, “заносит на повороте”.

    К тому же сам этот рост, формирование эстетики телевидения происходит не только без участия православных, но и вообще вне какой-либо религиозной концепции. Ведь в каждом человеке живет религиозный инстинкт. А есть религиозная культура. Задача людей культуры – сдерживать инстинкты и преображать их светом истинной веры. То, что из жизни нашего общества на десятилетия была устранена, вместе с Православной Церковью, высокая культура религиозной мысли, привело к тому, что сегодня раскрепощенный религиозный инстинкт вышел из-под контроля не только коммунистической “госидеологии”, но и из-под влияния обычного здравого смысла. Самые примитивные формы религиозности правят бал – тотемизм и магия, шаманизм и астрология, оккультизм и колдовство... Одичавшее религиозное чувство, не находя достойного и опытного наставника в виде веками формировавшейся церковью богословской мысли, с радостью бросается в любые душевредные абсурды. И тут оно находит в телевидении услужливого союзника и лукавого поводыря. Еще недавно появление на экране священнослужителя рассматривалось как “ЧП союзного масштаба”. Ожидать же от ТВ, что оно в этих условиях будет иным так же наивно, как ожидать от человека, выросшего в сильно пьющей среде, ставшего алкоголиком и имеющего таких же друзей, что, прослушав курс лекций о вреде алкоголизма, он тут же станет трезвенником. Установление контактов между ТВ и Православной Церковью необходимо, но в то же время крайне сложно, ибо это можно сравнить с установлением контакта между двумя цивилизациями и культурами. С одной стороны – древняя цивилизация духа, а с другой – технократическая, молодая, варварская, агрессивно развивающаяся.

    Сейчас идет сложнейший процесс взаимного притирания ТВ и Православной Церкви, все больше находится тем, по которым хотят высказаться православные, и все чаще только в них видят тележурналисты специалистов по столь сложной проблеме, как духовная жизнь человека. Ни политические деятели, ни творческая или научная интеллигенция, еще недавно бывшие экспертами по этим вопросам, уже не могут конкурировать с православными иерархами и миссионерами. Если эти, еще редкие попытки контактов, окажутся удачными, то результатом может стать существенное оздоровление духовного состояния нашего общества, ослабление позиций тоталитарных сект в их агрессивной деятельности по улавливанию душ россиян. И это не пустые мечты. Но контакт должен быть обоюдно выгодным. Выгода для Православной Церкви — широкая проповедь слова Божия, ограждение душ людей от атак сил зла, воспитание подрастающего поколения в духе христианских традиций. Для ТВ необходимо дальнейшее творческое развитие; без этого – застой, гниение, упадок. Многие его деятели не могут не понимать, что эпохе экстенсивного развития пришел конец, теперь необходимо развиваться внутренне. Конечно, не нужно забывать, что ТВ – это прежде всего огромные деньги, большая политика, власть над умами и душами миллионов. Будем помнить, что за телевидение активно борются не только силы добра, но и силы зла. И, надо сказать, у них контакт с либеральными технократами состоялся намного раньше и, видимо, успешней. Но слабость зла в нем самом. Подобно змее, кусающей себя за хвост, зло изживает само себя, пользуется все меньшим спросом. Телезрителям приелись порок и оккультизм, льющиеся потоком с экрана. Закон ТВ прост и жесток: не интересно, упал рейтинг, не продается? Тогда – в мусорную корзину! И летят в нее недавние “Байки из склепа”, порно-шоу загоняются в те часы показа, когда их могут смотреть только ненормальные.

    Острова в океане

    В своей критике ТВ православные зрители, наряду со справедливыми упреками, зачастую склонны к излишним обобщениям и норовят с водою выплеснуть младенца. Между тем, есть смысл присмотреться к таким “младенцам”, то есть удачным попыткам создания ТВ-программ о Православии. Сразу же хочу отметить постоянный рост числа таких передач и постепенное увеличение их продолжительности. Например, регулярные трансляции Пасхальных, Рождественских богослужений, передача в прямом эфире события поистине выдающегося – о сошествии Огня Небесного на Пасху в Иерусалимском храме Гроба Господня. Сопровождаемые грамотным, интересным комментарием, объясняющим для непосвященных значение того или иного священнодействия, смысл тех или иных слов, эти передачи поучительны и в то же время захватывающе интересны.

    Как необходима программа “Слово пастыря”! Ее бессменный ведущий, замечательный рассказчик, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл при минимуме визуальных средств и телеэффектов умеет так захватить зрителя, что делает его соучастником событий, о которых повествует. Но тут же нужно отметить, что передача весьма неудачно расположена в эфирной сетке: верующие в это время уже на службе, а маловеры и не ходящие в храм еще спят по случаю выходного дня. К тому же она несуразна по своему формату: тему часто начинают в одной передаче, а заканчивают в следующей, через неделю.

    Из светских передач в цель часто попадают программы “Совершенно секретно”. В особенности запомнились часовые телеочерки, посвященные Валаамскому монастырю. Неспешный рассказ, прекрасный изобразительный ряд, попытка ввести зрителя в мир православного монастыря, показать жизнь и тяготы монашествующих, – явно отличает эти передачи от той блудливо-оккультной продукции, что слишком часто преподносится телезрителям под видом “подлинной духовности”.

    Как заметное явление в деле сотрудничества Церкви и ТВ следует отметить программу “Клуб путешественников”. Удачное сочетание просветительства с редкой занимательностью и высоким качеством подачи видеоматериала – все это обеспечивало многолетний успех “Путешественников” у нескольких поколений зрителей. Еще в те времена, когда такие темы не поощрялись, ее авторы и ведущий нет-нет да и умудрялись вставить в программу рассказ об афонских монастырях, о храмовом пещерном комплексе в Греции. Поэтому та несомненная творческая удача, к которой я, безусловно, отношу передачу, посвященную древнерусскому городу Мурому, была предопределена всей прошлой деятельностью творческой группы “Путешественников”. В рассказе о Муроме наконец-то удалось то, что многие ТВ-журналисты пытались сделать, да не получалось. Православие в таких передачах всегда стояло особняком, и рассказ о нем (даже и самый доброжелательный) лишь подчеркивал его чуждость современной жизни, его обособленность от повседневных тягот наших современников. Случайно ли, или так задумывали авторы, органично переплелись сюжеты о святых Петре и Февронии, об истории города, о крестном ходе с рассказом о старинной архитектуре Мурома, о людях, живущих в этих зданиях сейчас и обитавших в них прежде. Соединилось все это в единое телеповествование. Открылась внутренняя потаенная сущность провинциального города. Словно домой вернулись мы из “вавилонского пленения”. Православие предстало как неотделимая часть жизни этого замечательного русского города, как неотъемлемая часть души русского человека, духовный базис всего устроения России, сохранившийся в годы гонений, и ныне восстанавливающийся.

    Теледиспут
    с оккультистами — возможно ли это?

    Не следует забывать, что помимо общенациональных каналов бурно развивается и телевидение региональное. В зависимости от проявляемой инициативы, это ТВ может сыграть важнейшую как положительную, так и отрицательную роль. Общественное мнение формируется в российской глубинке. Понятие Москва там скорее отвлеченное, чуть ли не потустороннее, в чем-то сказочное: денег больше, булки слаще, чудеса всякие. Вот примерный образец отношения провинциалов к столице. Некоторая обособленность, при известных обстоятельствах переходящая едва ли не в сепаратизм, – вот что зачастую являют собой региональные телецентры. Прибавьте сюда и зависимость от местного финансирования, необходимость удовлетворить местные политические амбиции. Сейчас в большинстве своем местные телеканалы занимают позицию лояльно-выжидательную, за исключением тех мест, где властители тщатся делать собственную политическую карьеру или выполняют заказы политических групп, влияющих на положение дел в регионе. Поэтому копирует местное телевидение далеко не лучшие образцы телевидения московского. Но тем самым есть отличная возможность проявить себя православным миссионерам в создании просветительских передач. Когда это происходит, то плоды подобного сотрудничества приносят пользу всем: ТВ получает качественные и (что немаловажно) недорогие, оригинальные религиозно-просветительские программы. А православные пастыри значительно расширяют возможности своего общения с потенциальными прихожанами. К ним привыкают, их перестают дичиться, что немаловажно в стране, где несколько поколений приучали бояться “попов”. Вот он самый современный инструмент, который может разрушить все еще существующую, пусть местами обветшавшую и пообвалившуюся стену между Православной Церковью и обществом.

    Развитие православного телевидения обеспечит широкую и благодарную зрительскую аудиторию. Об этом красноречиво говорит опыт православных радиостанций, прежде всего радио “Радонеж”, у которого сложились весьма устойчивые и доверительные взаимоотношения со слушателями. Кое-что из их творческих удач и находок можно перенести на ТВ. Я имею в виду интерактивные передачи “Вопрос – ответ” в прямом эфире. У православного телевидения имеется в запасе еще одна интересная форма работы с аудиторией – теледиспут. Не “ток-шоу”, где умный Владимир Познер с помощью монтажа и прочих телефокусов интеллектуально “размазывает” простолюдинов, осмелившихся вступить с ним с спор. Нет, православный диспут священника может стать прекрасным способом проявить свои знания, интеллект, находчивость, стойкость убеждений. А главное, будет служить благой цели православного просвещения россиян. Примеры? Ну разве, не интересен был бы диспут отца Олега Стеняева с проповедниками “Аум Сенрикё”? Не увлекательно ли тут было бы посмотреть интеллектуально-духовную битву того же священника с Сергеем Торопом, выдающим себя за Христа? А ведь оба диспута, которые состоялись несколько лет назад в Центре помощи жертвам нетрадиционных религий имени А.Хомякова, закончились блистательными победами Православия!

    Вот они – точки соприкосновения Православия и ТВ. Хотим мы того или нет, но все равно с каждым днем становится яснее – православное телевидение уже родилось и будет развиваться дальше. То, каким оно станет, зависит от нас самих, от нашей веры и упорства, от нашего желания поставить его на службу укрепления духовного здоровья общества. Некоторые православные скажут: “А зачем нам это телевидение? Две тысячи лет жили без него и еще проживем!” Не буду пространно распространяться на эту тему. Жизнь покажет. Пока лишь напомню: языческий Рим не сразу обратился в христианскую веру. Сколько жертв пришлось принести, сколько усилий было затрачено! Нам, православным, предстоит еще одна большая работа, еще одно поприще для служения Господу.

    Статья подготовлена при поддержке сайта www.Foto-Maniaki.Ru. Если Вы решили получить качественные услуги профессионального фотографа, то оптимальным решением станет посетить сайт www.Foto-Maniaki.Ru. Перейдя по ссылке: «Свадебный фотограф в Москве недорого», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать фотографа на свадьбу по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Foto-Maniaki.Ru.

    Валерий ЯРХО

    TopList