Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 45/1998 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Икона Божией матери


    wpe20.jpg (25114 bytes)

    Икона Божией матери “Знамение”.XVIII в. Рязань

    Урок для светской школы по курсу “Основы православной культуры”

    27 ноября по ст. ст. (10 декабря) Русская Православная Церковь чтит икону Божией Матери, именуемую “Знамение”. Что это за икона? Когда и по какому поводу установлен ей праздник?

    Изображение Богоматери с молитвенно поднятыми руками и с Божественным младенцем на Ее лоне имеет весьма древнее происхождение. Известные нам подобные изображения относятся к IV веку и находятся в Риме. Однако праздник установлен в России в XII веке.

    Дело в том, что в России этим образом Пресвятой Богородицы было явлено преславное чудо в Новгороде в 1170 году.

    Суздальский князь Андрей Боголюбский задумал образовать на северо-западе Русской земли единую державу и свободолюбивый Великий Новгород сокрушить, не желавший ему подчиниться. Князья – Смоленский, Муромский, Полоцкий и Рязанский — спешили со своими дружинами принять участие в войне князя Андрея против Новгорода. “Мало не вся земля Русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72”, – так говорит древний летописец. “Горе побежденным!” – изрек могущественный князь Суздальский, вместе с союзниками они заранее делили между собою богатые области новгородские и сокровища древней столицы Рюрика. Но сам князь Андрей заболел и остался во Владимире, а сына своего Мстислава, покорителя стольного града Киева, послал вместо себя предводительствовать войсками. В феврале 1170 года соединенные войска окружили город, и началась жестокая осада. Новгородцы видели силу врагов и, изнемогая в неравной борьбе, все упование возложили на помощь Божию по молитвам своего архипастыря Иоанна, в иночестве Илии.

    Святитель Иоанн дни и ночи, с самого появления врагов, стоял при алтаре Господнем перед иконой Спасителя в соборной церкви, молясь о своей пастве. Накануне решающего наступления святитель во время вечерней молитвы услышал голос, повелевающий ему идти в церковь Спаса на Ильине, взять оттуда икону Божией матери и вознести ее на городскую стену, – и “узрили спасение граду”. Святитель Иоанн, исполненный страха и радости, молился преклоненный до самого рассвета, потом велел благовестить в большой колокол и, объявив народу о бывшем ему откровении, послал в церковь Спаса за иконою Владычицы своего протодиакона с собором клира, а сам начал молебное пение.

    Однако посланный протодиакон вернулся без иконы, с ужасом поведав, что он не смог сдвинуть икону с места. Тогда сам владыка Иоанн со всем священным собором, сопровождаемый множеством людей, пошел на Торговую сторону в церковь Спаса. Икона Богородицы была выносным запрестольным образом этой церкви. Святитель Иоанн долго молился коленопреклоненно в алтаре перед святою иконою. Когда же во время моления запели кондак Богородице “Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Христу непреложное”, икона сама тронулась с места, и с торжественным пением была перенесена на Софийскую сторону. Икону подняли на острог в том месте, откуда ожидали нападения.

    25 февраля суздальские войска начали осаду, тучи стрел летели на стену. И вдруг одна из стрел вонзилась в икону. И все нападающие и защитники на стенах стали свидетелями великого и страшного чуда: икона Богородицы сама повернулась святым своим ликом к городу, отвернувшись от нападавших. И из глаз Богородицы истекли слезы, которые принял архиепископ Иоанн в свою фелонь. “О предивное чудо! – восклицает автор сказания, – как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение Своей милости, что сим образом молишься за нас пред Сыном Твоим и Богом нашим за град наш – не дать в поругание супротивным”.

    Взоры новгородцев с надеждой обратились к иконе. И в это время в суздальском войске началось смятение, внезапно все ослепли и, охваченные трепетом и ужасом, посекая друг друга, пытались бежать от стен города. Видя смятение в войске врага, новгородцы вышли за стены города и устремились на вражеских воинов, рассеивая и захватывая в плен. Остатки разбитого войска еще долго выбирались из новгородской земли. “В пути многие от глада умерли, иные же в святой четверодесятный пост (Великий пост. – Авт.) конину ели”, – с ужасом описывает это бегство летописец.

    Заканчивая рассказ о Знамении Пресвятой Богородицы, московский летописец говорит и о вине новгородцев, по гордости не желающих единения Русской земли, которых Бог “смирил рукою великого князя Андрея”, видя в чуде знамение для всех, а в слезах Богородицы скорбь и укор как за злобу, так и за гордость.

    После чудесного спасения Новгорода святой архиепископ Иоанн установил празднование в честь Знамения Пресвятой Богородицы (так стали называть чудотворную икону), но, так как событие приходилось на Великий пост, праздник был положен 27 ноября.

    На месте, где чудотворная икона была поднята на стену, впоследствии был основан Десятинный монастырь. И ныне на Десятинной улице Новгорода под аркой врат полуразрушенного монастыря видно изображение Богоматери “Знамение”. А в сенях Новгородской Грановитой палаты есть изображение Спаса – более позднее, но написанное на том же месте, где молился перед образом Спасителя святитель Иоанн.

    Со времени прославления иконы в XII веке ее история теснейшим образом связана с историей Новгорода: и в политической, и в церковной жизни, и в жизни отдельных людей. Образ Богоматери “Знамение” становится символом Новгорода: изображение “Знамения” помещается на печатях новгородских владык, на боевом стяге новгородцев.

    В XIV веке появляется письменное Сказание о Знамении, получившее широкое распространение в древнерусской литературе: оно помещается и в житии архиепископа Иоанна, и в богослужебных книгах – Минеях. И в новгородских и московских летописях.

    В XV веке новую редакцию Сказания – Похвальное слово и службу Знамению написал известный церковный писатель Пахомий Лагофет. Его пригласил в Новгород архиепископ Евфимий II, при котором были обретены и мощи святого архиепископа Иоанна-Илии.

    Удивительно было и празднование чудесного события. Совершалось оно в Новгороде по особому чину, известному из Софийского рукописного чиновника XVII века. Служба начиналась на Софийской стороне, в Кремле. Новгородский владыка, в праздничном облачении, со всем священным собором, с иконами и крестами торжественно выходил из Софийского собора и с пением канона шел на противоположную сторону Волхова, в Знаменский собор, где служили Божественную литургию и водосвятный молебен. Причем вода с молебна и просфоры с литургии “от Знамения” посылались в Москву государю.

    Но вернемся к иконописным истокам самого образа. Как мы сказали в начале, само изображение Божией Матери с молитвенно воздетыми руками (в позе “оранты” – “молящейся”) и образом Спаса – Эммануила, Божественного Младенца, на груди, получившее на Руси с XII века наименование “Знамение”, известно с IV века. Одно из самых ранних таких изображений найдено в Риме, в катакомбах святой Агнессы. Эта фреска по особенности стиля, отсутствию нимбов у Спасителя и Божией Матери, двум монограммам, расположенным симметрично слева и справа от лика Богоматери, датируется первой половиной IV века, временем правления императора Константина Великого. Чуть позже, в V–VI веках, подобные изображения встречаются в храмовых росписях, на иконах, монетах, печатях византийских императоров. Означает это изображение обычно Рождество или Воплощение, ибо являет зримый образ пророчества Исаии о спасении человечества через воплощение Спасителя: Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит “С нами Бог”. Например, изображение Богоматери с Христом – Эммануилом в новгородской иконе “София Премудрость Божия” явно свидетельствует о спасении человечества через воплощение Сына Божия. Именно этим и определяется то, что икона “Знамение”, прославленная в 1170 году, первоначально была запрестольным образом храма Спаса, хотя на этом месте обычно находится икона Спасителя.

    Наконец, с изображением Богородицы, называемым на Руси “Знамение”, связан еще один особый церковный обычай: чин Возношения хлеба в честь Богоматери, так называемый “Чин Панагии”. Рядом с изображением Богородицы часто помещается надпись “панагия” – по-гречески что означает “Всесвятая”. Панагией называются и просфора, возносимая в честь Богоматери, и нагрудные иконы-медальоны архиереев, в которых хранились частицы таких просфор и на створках которых часто изображается Богоматерь “Знамение”. Обычай возносить хлеб в честь Богоматери возник еще в апостольские времена. По вознесении Господа апостолы во время своих агап – дружеских трапез – оставляли часть хлеба и в конце трапезы возносили ее со словами благодарения Богу. На третий день после успения Богородицы, когда апостолы по обычаю вознесли хлеб Христов, явилась им Богородица в сопровождении ангелов и изрекла: “Радуйтесь, яко с вами есмь по вся дни”. В восхищении апостолы воскликнули: “Пресвятая Богородица, помогай нам!” – и этот момент явился началом создания особого чина “Возношения панагии”, который окончательно сложился к Х веку и получил распространение в монастырях. Блюдо, на которое во время трапезы полагалась панагия, то есть просфора, украшалось изображением Богоматери с Младенцем в окружении пророков. На византийских панагиарах XII–XIII веков часто встречается символическая надпись: “Христос есть Хлеб. Дева дарует Тело Богу Слову”, что теснейшим образом связует чин “Возношения панагии” и смысл Святого Хлеба как Тела Христова, полученного Им от Пречистой Девы. Этим “Чин Панагии” обращается вновь к теме Боговоплощения.

    Но вернемся к новгородской чудотворной иконе. Для нее в 1354 году по повелению святого архиепископа Моисея была построена особая церковь Знамения на Ильине улице, близ церкви Спаса, откуда и происходила икона. Новгородская летопись под 1354 годом сообщает об этом: “Поставлена бысть церкви каменная во имя Святыя Богородице Знамения на Ильини улици”. В 1366 году чудотворная икона была перенесена в Знаменскую церковь и поставлена справа (а не слева, где обычно находится икона Богородицы) от царских врат. И так велико было почитание этой святыни, так много было притекающих к святому образу, что в XVII веке Знаменская церковь была перестроена в огромный собор; и была новая церковь, по словам летописца, “велии пречюдна и величеством и высотою вне и внутрь зело умерена и преукрашена”. Стоит она и поныне, покуда является музеем, но сохранившиеся фрески и иконы и сегодня помогают нам попытаться задуматься и осмыслить чудо Знамения, явленного в XII веке и не теряющего значимости во все времена.

    Сам чудотворный образ, “раненый” стрелами, неоднократно поновляется, а в XVI веке святой митрополит Макарий, собиратель Великих Четьи-Миней и бывший в ту пору Новгородским архиепископом, сам, своею кистью, поновил лик Богоматери на иконе. Так что от древнего изображения XII века сохранились лишь крупицы краски на мафории Пресвятой Богородицы и фигуры апостола Петра и мученицы Наталии на образе иконы. Но и поновленный лик XVI века сохраняет главное – особенный, неповторимый образ чудотворной святыни.

    В XVI веке икона Знамение Божией Матери разошлась по всей Руси во множестве списков, являющих не только “меру и подобие” чудотворного образа, но и свои характерные особенности. Многие из этих образов и сами стали чудотворными, являя новые знамения непрестающего попечения Богородицы о человеческом роде. Некоторые из этих чудесных событий празднуются в тот же день, что и изначальное чудо Знамения – 27 ноября ст.ст.

    Это и Абалацкая икона “Знамение”, явившаяся в 1636 году во сне благочестивой вдове Марии в Абалацком погосте, близ города Тобольска, и написанная по указанию Тобольского архипастыря Нектария протодиаконом кафедрального Тобольского собора Матфием. Пресвятая Богородица изображена на ней с предстоящими: святителем Николаем Чудотворцем и преподобной Марией Египетской. И эта икона неоднократно являла чудесные исцеления и спасения от стихийных бедствий и в самом граде Тобольске, и в окрестных сибирских городах и селах. Ей посвящен монастырь того же имени и особые местночтимые праздники.

    Это и “Знамение” Владимирская, написанная во второй половине XVII века и милостью Пречистой Владычицы подымавшая неоднократно немоществующих с болезненного одра.

    Это и более поздние списки с новгородской святыни: Серафимо-Понетаевская икона “Знамение”, написанная в 1879 году сестрами Понетаевского Арзамасского монастыря (берущего свое начало от Серафимо-Дивеевского) для своей обители и прославленная дивными чудотворениями в земле Нижегородской; “Знамение” Соловецкая, охранявшая обитель Соловецкую во время английской осады 1854 года; Московско-Переяславская и Московско-Златоустовская (называемые по имени церквей, в коих пребывали), спасавшие москвичей от холеры в 1848-м и в 1854–1857 годах. И многие другие.

    Особое место занимают среди этих образов так называемые явленные иконы – то есть не писанные рукою человека, но чудесным образом обретаемые. Назовем среди них те, что празднуются в тот же день — 27 ноября ст.ст. Это прежде всего “Знамение” Курско-Коренная, обретенная при корне дерева недалеко от разоренного татарами Курска в 1295 году, прославленная неоднократными спасениями русского народа и державы от болезней, бедствий, нашествий иноплеменников и наконец увезенная из России в 1920 году.

    И икона “Знамение”, начертанная штрихами на внутренней стороне морской раковины “в 5 вершков величины”, обретенная в Азове после разорения его Петром I в 1696 году, пребывающая в азовском соборе, в 1711 году перенесенная в Осердскую крепость (позже г. Павловск) Воронежской губернии и являющаяся святыней Воронежской земли.

    Наконец, чудесное событие 1170 года дало начало совершенно новому типу икон, изображающих само чудо от иконы Богоматери. Одна из самых значительных икон такой иконографии XV века находится ныне в Новгородском музее. Она разделена на три яруса, в каждом из которых последовательно изображаются события Сказания о чуде. Особую ценность представляет та историческая точность, с которой изображена икона Богородицы и церковь Спаса на Ильине улице, как они выглядели в XV веке.

    Но и сама новгородская икона, дав начало своим чудотворным спискам и новым типам икон, продолжала являть знамения милости Небесной Владычицы и хранила град. Так в 1566 году в Новгороде вспыхнул сильный пожар, сразу охвативший большую часть города. Митрополит Макарий (тогда архиепископ) коленопреклонно молился в Знаменской церкви пред святой иконой, а затем пронес ее крестным ходом по берегу Волхова. Чудесным образом пожар прекратился.

    В 1611 году Новгородом овладели шведы: жителей избивали, храмы оскверняли, дома грабили. Однако безуспешны были их попытки войти в церковь Знамения: невидимая сила отбрасывала их от входа, что внесло смятение в их ряды.

    В 1636 году задумавший обокрасть Знаменскую церковь грабитель без чувств упал на пол, едва коснулся рукой ее ризы – и кража обнаружилась.

    В 1831 году Пресвятая Богородица спасла Новгород от страшной эпидемии холеры после усердного моления пред чудотворным Ее образом. В благодарность за чудо “усердием граждан новгородцев” иконе был сделан драгоценный золотой оклад.

    Множество чудес и исцелений явила чудотворная новгородская икона “Знамение”. Чудесным было и возвращение ее Русской Церкви из “музейного пленения” последних лет. За это время икона как музейная ценность была реставрирована и тщательно исследована в Институте реставрации. И данные обследования полностью подтвердили Сказание: в доске были обнаружены следы от наконечников стрел, один из них – “незаживающая рана” над левым глазом Богородицы. В ризнице Софийского собора хранились грушевидные жемчужины – “Слезы Богородицы”, подвешивающиеся, видимо, к святому образу в память о слезах, истекших от иконы в 1170 году. И в наши дни явила Пресвятая Владычица чудо: возвращен был Ее чудотворный образ Русской Церкви 15 августа 1991 года, в день празднования Успения Пресвятой Богородицы и накануне освящения Софийского собора. И вновь это было знамение – знамение начала возрождения нашей жизни и нашего упования на милость и заступничество Пресвятой Богородицы.

    Ныне святыня находится в Святой Софии справа от иконостаса на стене и пред ней вновь звучат благодарные и просительные слова тропаря: “Яко необориму стену и источник чудес стяжавше Тя раби Твои Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Тем же молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость”.

    Наталья СУХОВА

    TopList