Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 41/1998 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Урок ко дню памяти преподобного Нестора Летописца

    педагогическая мастерскаяПедагогическая
    мастерская

    “И прожил он много лет, составляя летописания”

    Урок ко дню памяти преподобного Нестора Летописца, Печерского

    no41_1.gif (18834 bytes)

    Подготовка к уроку:

    В процессе подготовки к уроку учителю необходимо прочитать с детьми житие преподобного Нестора Летописца и перечитать самому “Повесть временных лет”, выбрав фрагменты, которые можно будет предложить ученикам для чтения и разбора в классе на уроке. Желательно иметь на уроке тексты. Текст “Повести временных лет” (или отрывки из нее) можно найти в доступных изданиях:

    Литература Древней Руси: Хрестоматия / Сост. Л.А. Дмитриев; Под ред. Д.С. Лихачева. – М., 1990;
    Древнерусская литература: Книга для чтения в 5–9 классах. – М, 1993. (Круг чтения: Школьная программа).

    Ход урока:

    Начать занятие можно с беседы, подводящей учеников к теме урока.

    – Любите ли вы историю? Как вы думаете, почему мы сегодня располагаем сведениями об очень далеком прошлом?

    – Сохранились, конечно, какие-то предметы, памятники. Свидетели событий рассказывали о прошлом своим детям, внукам. Но ведь что-то могло забыться, перепутаться. Поэтому происходившие события старались записывать, вести летописи.

    – Знаете ли вы, что означает слово “летопись”? С каким словом созвучно оно?

    – События записывались не беспорядочно, а “по летам”, то есть по годам, поэтому летопись – это и есть запись событий по годам.

    – Подумайте и ответьте, всякий ли человек мог стать летописцем?

    – Конечно, нет. Этот человек должен был хорошо знать Священное Писание и Предание и не только владеть грамотой, но быть ученым: знать более ранние исторические источники – документы архивов, сочинения соотечественников и иноземных авторов, жития святых, народные сказания. Летописцем мог стать тот, кто владел и литературным талантом, и умением общаться с людьми: относиться к ним с уважением и почтением, задавать им толковые и важные вопросы, а главное – слушать и запоминать, чтобы потом записывать слышанное. А еще летописец и сам должен был проявлять наблюдательность, ведь описывал он не только прошлое, но и то время, в котором жил. Несомненно, что для того, чтобы стать летописцем, требовался талант, данный от Бога, и талант немалый.

    Святитель Димитрий Ростовский писал: “Бог, сохраняющий в людях память о Своих чудесах, в какое захочет время воздвигает описателей, дабы последующие поколения, прочитав начертанное ими, могли сим воспользоваться”.

    – Сможете ли вы назвать имя, пожалуй, самого известного летописца Русской земли?

    – Им был инок Киево-Печерского монастыря, преподобный Нестор Летописец, создавший летопись земли Русской – “Повесть временных лет”. Память преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах почивающего, Церковь празднует 27 октября ( 9 ноября н. ст.).

    Мало известно нам о самом преподобном Несторе.

    Попросить детей пересказать, что знают они о преподобном Несторе из его жития.

    После того как дети вспомнят о главном труде преподобного –“Повести временных лет”, прочитать им древнее Несторово название летописи: “Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Руская земля стала есть”.

    – Можно ли по названию летописи понять, о чем она повествует?

    – Летопись рассказывает о происхождении Руси, князьях, событиях начального периода русской истории.

    Читая летопись, можем мы пополнить наши знания об ее авторе, почувствовать, как хорошо знал преподобный Нестор Киев: каждый его холм, каждую лощину; как любил он разговор со старыми людьми, внимательно слушал рассказы седых бояр князя Ярослава, рассказы старших печерских иноков; как любил и почитал книги.

    В этот момент урока предложить детям открыть текст летописи (или раздать заранее откопированные фрагменты “Похвалы учению книжному”, где повествуется о князе Ярославе Мудром). Старшим ученикам, знающим церковно-славянский язык, можно предложить древнерусский вариант текста. Мы же приводим русский перевод:

    “...И любил Ярослав церковные уставы... и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением Божественным. Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, – так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.

    Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания...”

    Последний абзац этого текста хорошо бы ученикам прямо на уроке переписать в свои тетради.

    – Как вы думаете, почему летописец сравнивает книги с реками, “напояющими вселенную”? Почему иногда и саму Несторову летопись сравнивают с широкой и щедрой рекой, собирающей на пути воды больших и малых притоков?

    – Как река собирает воды притоков, так и “Повесть временных лет” вобрала в себя сведения предшествовавших ей летописей: Древнейшего свода, летописи Никона, Начального свода, составленного неведомым автором.

    Как река, поившая людей сотни лет назад, и сегодня дает на нужды человеческие свои воды, так и летопись преподобного Нестора питала и питает труды русских историков. Все важнейшее, что знаем мы из древнерусской истории, пришло из трудов преподобного Нестора. Именно в зеркале Несторовой летописи увидела впервые Русская земля свой лик, опознала сама себя.

    Почитать с детьми выдержки из летописи и сделать вывод, что Несторову летопись трудно пересказать, ее надо обязательно читать, соединяя чтение с молитвой ее святому составителю.

    – Воздадим и мы хвалу преподобному Нестору Летописцу, прислушавшись к словам святителя Димитрия Ростовского о святом: “И прожил он много лет, трудясь над составлением летописания. Памятуя о летах вечности, он благоугождал Творцу лет, к Коему перешел в вечность после своей временной жизни. Он положен в пещере, где и доныне почивает его нетленное честное тело, источая чудотворения и тем свидетельствуя, что преподобный сей составитель житий святых и летописи приобрел для себя нетленное жилище на небе и удостоился нетленного венца в Царстве Божием”.

    Домашнее задание: Выучить наизусть слова преподобного Нестора о пользе учения книжного. По желанию, нарисовать запомнившиеся события, описанные в “Повести временных лет”.

    TopList