Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 40/1998 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Дивен Бог во святых Своих

    Дивен Бог
    во святых Своих
    Дивен бог во святых своих

    Источник мужества и стойкости

    Небесные покровители русского воинства

    Славная история русского христолюбивого воинства восходит ко времени Крещения Руси. Как сообщает летопись, великий князь Владимир крестился в греческом городе Корсуне (Херсоне) в 988 году, в церкви Святого Василия. Вместе с ним крестилась почти вся его дружина. Таким образом, войско великого князя стало христианским еще до того, как состоялось великое крещение народа русского в Днепре. С тех пор стали быстро складываться священные воинские традиции. Войско почувствовало себя частью Церкви и получило от Церкви благословение и освящение. Отныне перед каждым походом русское войско стекалось в храм, где воины сообща причащались Святых Христовых Таин. Перед сражениями служились молебны, и в бой русские шли под хоругвью с изображением лика Спасителя. Началось почитание святых Божиих угодников и икон.

    Древняя Русь славилась благочестием своих воевод. Вот только несколько тому примеров: князь ПсковскийГеоргий Победоносец Довмонт (во святом Крещении Тимофей), не знавший поражения в боях, когда шел на сражение, брал благословение у духовника, и духовник сам препоясывал ему меч. Возвращаясь, князь возводил храм в честь святого, в день памяти которого было сражение. Великий князь Андрей Боголюбский брал с собой во все походы чудотворную икону Владимирской Божией Матери, которую особенно чтил и для которой специально построил во Владимире Успенский собор, поражавший всех богатством и великолепием. Святой Андрей установил также праздник Покрова Божией Матери, воплощающий веру в покровительство Пресвятой Богородицы Русской земле (этот праздник не был известен ни латинскому Западу, ни греческому Востоку), и оставил после себя церковные литературные труды. Великий князь Димитрий Донской накануне Куликовской битвы торжественно перенес из Владимира в Москву чудотворную икону святого Димитрия Солунского, а в память воинов, павших на Куликовом поле, установил Димитриевскую родительскую субботу.

    Из древних святых наибольшим почитанием у русского войска пользовался Георгий Победоносец. Со времен Иоанна III изображение всадника Георгия, поражающего копьем змея, вошло в герб русского государства. А императрица Екатерина Великая в 1769 году утвердила в честь его святого имени орден «Георгиевский крест», которым награждались воины за личную доблесть и который считался самой почетной солдатской наградой.

    Появились на Руси и свои святые. Замечательно, что ни в одной другой стране не было явлено такого количества святых правителей, предводителей воинства, как на Руси, где Церковь именует их благоверными князьями. Это и упомянутые уже Андрей Боголюбский, и Довмонт Псковский, и легендарный витязь и оборонитель земли Русской Александр Невский, и замученные в орде Михаил Тверской и Роман Рязанский, и московский князь Даниил, при котором началось возвышение Москвы, и многие другие. Но особое место в этом списке занимают первые русские святые, канонизованные Византийской церковью, – благоверные князья Борис и Глеб. Они не принадлежат к числу тех грозных мужей, имя которых уже при жизни было овеяно воинской славой. Это были молодые люди, почти не искушенные в ратном деле и погибшие от руки врагов, так и не оказав сопротивления, но именно они были издревле признаны Церковью небесными покровителями русского воинства и Русской земли.

    Святые князья Борис и Глеб были младшими любимыми сыновьями святого великого князя Владимира.

    Борису отец дал в управление Ростов, а Глебу – Муром. В 1015 году отец послал князя Бориса на печенегов, которые появились под Киевом. Князь Борис поискал их, не нашел и уже возвращался в Киев, когда к нему пришла весть, что отец его умер, а брат Святополк хочет его убить. Дружина сказала ему: «С тобой дружина отца твоего, иди, сядь в Киеве на престоле отца твоего». Он же ответил: «Да не будет мне поднять руку на брата моего старейшего; отец мой умер, пусть будет он мне вместо отца!» Услышавши это, воины разошлись, и князь Борис остался с отроками своими.

    Святополк же послал к нему сказать: «Хочу с тобой любовь иметь, и к отцовой части прибавлю тебе». Ночью же он призвал бояр и сказал им: «Идите и убейте брата моего Бориса». Ночью они приступили к шатру и слушали, как блаженный Борис читал утреню. И окончив утреню, обратился к иконе Спасителя и сказал: «Господи Иисусе Христе, сподоби мя принять страдания эти, не от противников, но от своего брата. Не поставь ему, Господи, этого в грех!» И окончив молитву, он лег на постель. Тогда напали на него стоявшие у шатра и прободили его копьями. Еще дышавшего князя Бориса завернули в ковер, положили в повозку и повезли. Узнав это, окаянный Святополк послал двух варягов, и они пронзили сердце его мечом. Так скончался Борис 24 июля. Тело его привезли в Вышгород и погребли тайно ночью при церкви святого Василия.

    Потом Святополк послал сказать Глебу, что отец его нездоров и зовет его. Князь Глеб с малой дружиной помчался на зов. Под Смоленском сели на ладьи. Тогда пришла весть от брата его князя Ярослава Новгородского: «Не ходи, отец наш умер, а брат Борис убит Святополком». Горько зарыдал князь Глеб, но было уже поздно: приближались убийцы. Князь Греб успел лишь приказать дружине своей сойти на берег, чтобы не лилась понапрасну кровь христианская. Враги же захватили ладью его и стали вскакивать в нее, сверкая мечами. Он сказал им: «Исполните скорее повеленное вам». И окаянный Горясер, посланный Святополком, приказал повару его зарезать своего князя. Было это 5 сентября. Тело закланного князя бросили между двумя бревнами в пустом месте. И видели над местом этим огненный столб и горящие свечи, и слышали ангельское пение. Не раз являлся он в светлом виде старейшинам Смоленским. Но тело его не искали, пока князь Ярослав Новгородский не победил окаянного Святополка и он не бежал и не погиб в неизвестном месте.

    Узнав о чудесных явлениях, великий князь Ярослав сказал: «Это брат мой!» Он послал священников взять егоДмитрий Солунский тело и положили его рядом с братом его Борисом около церкви Святого Василия. Тогда начались великие чудеса: один варяг наступил на могилу святых мучеников: из нее вышел огонь и ожег его. Многочисленные исцеления часто сопровождались явлением святых мучеников. Являлись они всегда вместе, в образе молодых вооруженных воинов, в воинских доспехах. Исцеления и явления святых мучеников привели к прославлению их. Когда открыли святые мощи Бориса и Глеба, церковь наполнилась благоуханием.

    В житии святого Александра Невского рассказано о явлении святых Бориса и Глеба перед Невской битвой. Накануне знаменитой победы русских над неприятелем стоявший на страже воин Пелгусий видел собственными очами на реке лодку, в которой стояли святые князья-братья и явственно слышал, как старший из них говорил младшему: «Брат Глеб! Вели грести поскорее, да поможем сроднику нашему Александру». Утром на другом берегу реки Ижоры, куда не ступали русские войска, было, к удивлению, найдено множество перебитых врагов. Являлись они и перед Куликовской битвой при Димитрии Донском.

    Все русские князья считали святых Бориса и Глеба своими покровителями и заступниками земли Русской.

    Борис и Глеб любили жизнь и не хотели умирать. Но еще больше они любили Бога и не хотели нарушить ни одной Его заповеди. В эпоху междоусобиц и братоубийственных войн слова Бориса: «Да не будет мне поднять руку на брата моего» – стали тем духовным стержнем, вокруг которого началось объединение Руси в могучую державу.

    Когда не имевшая опыта канонизации Русская Церковь пригласила для освидетельствования святости Бориса и Глеба греков, те недоумевали, по какому чину их канонизировать. Чудеса были столь очевидны, что вопрос о святости не вставал. Но мучениками признавались те, кто отдал свою жизнь за веру, а Бориса и Глеба никто от веры отрекаться не заставлял. Тогда стало ясно, что Русская Церковь явила миру новый вид святости, названный «страстотерпчеством». Быть страстотерпцем – означает быть невинно убиенным, принявшим смерть без противления. Пытливое религиозное чувство русских сразу узнало в образе юношей, добровольно идущих на смерть ради того, чтобы не лилась чужая кровь, отсвет иного Образа – Того, Кто отдал Свою жизнь на Кресте за жизнь мира. Страстотерпчество сразу было воспринято Русской Церковью как разновидность мученичества – ведь суть христианской веры в любви, а значит – смерть за отказ поднимать руку на брата, смерть во имя любви к брату есть в то же время и смерть за Христа.

    Может показаться каким-то странным недоразумением то, что покровителями и заступниками русского воинства стали именно те, кто самой своей жизнью противостали войне. Сложившие оружие при земной жизни облеклись в доспехи в жизни Небесной и многочисленными явлениями в самые трудные для Руси минуты засвидетельствовали свое участие в ратных подвигах своих потомков. Но здесь, в этом видимом противоречии, раскрывается глубокий смысл, заложенный в словах «христолюбивое воинство». В покровительстве Бориса и Глеба дано было Божие Откровение русскому воинству о том, в чем должна и будет состоять его истинная сила: в беззаветной способности к самопожертвованию за правое дело. Кроткий образ святых страстотерпцев стал для русских воинов источником мужества и стойкости, примером истинной христианской добродетельности, обетованием вечного блаженства для тех, кто положил свою жизнь за любовь к братьям и родной земле.

    TopList