Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 40/1998 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Православие в судьбах Отечества

    Православие
    в судьбах ОтечестваПравославие в судьбах отечества

    Покров и заступление земли Русской

    Казанская икона Божией Матери в судьбах России

    Трудно найти в России православный дом, где не было бы Казанской иконы Божией Матери, а по количеству храмов, выстроенных в ее честь на земле Русской, Казанская икона занимает первое место, превышая даже число храмов в честь особо чтимого на Руси, давно ставшего “русским” святым, святителя Николая, свидетельствуя таким образом об особом почитании этой иконы всем народом русским. Это и неудивительно, если вспомнить, с одной стороны, историю ее обретения в Казани в 1579 году, связанную с явлениями многих чудес и исцелений, таких что в Православие обратилось множество иноверцев-татар, и слава о ней стала очень быстро распространяться по всей России, а с другой стороны – то, что именно через эту икону Богородица явила Себя Заступницей государства Российского в один из самых страшных в русской истории периодов потрясения всех сторон и основ его жизни, – речь идет о Смутном времени и о спасении от погибели в его хаосе нашего Отечества заступлением Матери Божией.

    В 1591 году со смертью царевича Димитрия прекратился род Иоанна Калиты, так как у царствовавшего в тоКазанская Богоматерь время и умершего в январе 1598 года Феодора Иоанновича не было мужского потомства. 3 сентября 1598 года Земский Собор поставил на царство государева шурина Бориса Годунова. После смерти царя Бориса в 1605 году началось междуцарствие. Русский престол оказался игрушкой в руках антигосударственных сил, что послужило толчком к началу гражданской войны, когда различные сословия пошли с оружием друг на друга. Каждое из них стремилось посадить на престол своего представителя. Самозванец Лжедмитрий I, при предательстве национальных интересов русским боярством, шел к Москве с польскими войсками, а Швеция начала войну с Россией за свои интересы на русской территории. Воцарилось беззаконие и безвластие, усугубленные свирепствовавшим из-за нескольких неурожайных лет голодом; начались грабежи и убийства по всей России, остановилась хозяйственная жизнь страны: земля не обрабатывалась, а хлеб не сеялся, ремесла не производились, торговля прекратилась; истощились до предела духовные и физические силы народа, уступив место растерянности, отчаянию и равнодушию к судьбе Отечества: половина России признала своим царем польского королевича, московское боярство подписало грамоту, что отдает себя “на волю” польского короля. К 1611 году Россия как православное государство и независимая держава стояла на краю гибели... И в этих обстоятельствах, казавшихся совершенно безнадежными, нашлись верные русские люди, сумевшие поднять русский народ на защиту Отечества. Одним из них, в первую очередь, оказался патриарх Ермоген, готовый, как писали о нем современники, “как Сам Пастырь, положить душу свою за веру христианскую”. Именно он не подписал особую грамоту, с которой боярство отправилось к полякам отдавать Россию “на волю” польского короля, и это дало русским городам духовное и правовое основание по призыву патриарха Ермогена, архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Дионисия и истинных сынов Отечества – новгородского гражданина Минина и боярина Пожарского начать выступать против поляков. Воззвания их зачитывались в церквах, передавались из уст в уста и распространялись по всей России, между городами началась переписка: так ярославцы в письме к жителям Казани писали: “Ермоген стал за веру и Православие и нам всем велел до конца стоять. Ежели бы он не сделал сего досточудного дела, погибло бы все”. Движение городов породило собирание народного ополчения, на которое с каждого двора по призыву зачастую отдавалось последнее имущество и пропитание. Народные ополчения из разных мест двинулись к Москве и стали собираться около нее. По предложению патриарха Ермогена, которого к тому времени поляки заточили в Чудовом монастыре и стали морить голодом, казанскими дружинами в ополчение была принесена явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери, с которой удивительной мистической нитью была связана жизнь самого патриарха, бывшего свидетелем ее обретения, описавшего это событие, поведавшего о многочисленных знамениях благодати от этой иконы, составившего ей службу.

    Прибывшие к Москве дружины со святой иконою помощью Небесной Заступницы 26 мая 1611 года отбили у поляков Новодевичий монастырь и взяли много пленных поляков и немцев. Но между начальниками отрядов ополчения началась вражда и раздор, буйство казаков и других ратников не имело границ. Зимой 1611 года чудотворный образ был отпущен обратно в Казань и по пути принесен в Ярославль. В это же время прибыли в Ярославль дружины Пожарского, шедшие к Москве из Нижнего Новгорода. Наслышанные о чудесах от этой иконы, они оставили ее у себя, а в Казань послали список с нее.

    Непреодолимые для человеческих сил препятствия встретило под Москвой прибывшее с князем Пожарским ополчение: нужно было взять город, укрепленный и упорно защищаемый; отбить уже подошедшее к Москве свежее и многочисленное польское войско; усмирить своеволие и буйство русских же отрядов, стоявших под Москвой и выказавших вновь прибывшему ополчению вражду и измену. Кроме того, иссякло продовольствие и не хватало оружия. Мужество стало покидать войско. Но было решено сделать попытку к одолению врага, при этом полагать всю надежду не на свои силы, а на помощь Божию и на покров и заступничество Богоматери. Три дня перед началом предстоящей битвы провело в строгом посте и усердной молитве перед Казанской иконой почти отчаявшееся русское войско, готовясь к последнему штурму Москвы. И Господь услышал их молитвы: в это время в Москве в плену у поляков томился прибывший из Греции архиепископ Арсений, и ему явился Преподобный Сергий и объявил, что Господь, по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев России Петра, Алексия и Ионы, в следующий день низложит врагов и первопрестольный град Российский возвратит православным христианам. Божественное видение скоро сделалось известным русскому воинству. Ободренные воины мужественно приступили к Москве, неся пред собою образ Казанской Божией Матери, и в августе 1612 года снова отняли у неприятеля Новодевичий монастырь, вновь занятый врагами после первого освобождения; прогнали войска гетмана Хоткевича от Москвы; находившихся в Москве поляков совершенно стеснили и морили голодом, отрезав пути польским продовольственным обозам. 22 октября 1612 года освободили Китай-город, а 27 октября поляки, потеряв надежду удержать остальную часть города, начали сдаваться. Кремль был очищен от интервентов.

    Казанской иконе Пресвятой Богородицы

    Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
                                                                                                                                                                        (Тропарь)

    В следующий воскресный день народное ополчение совершило крестный ход с Казанскою иконою Богоматери к Лобному месту. Когда торжественное шествие вышло на Красную площадь, навстречу ему из кремлевских ворот показался архиепископ Арсений, сопровождаемый духовенством, с чудотворной Владимирской иконой Богоматери и другими святынями, находившимися до тех пор в плену у интервентов. Потрясенные встречей двух чудотворных икон, тысячи верующих со слезами молились Небесной Заступнице и стремились приложиться к иконам.

    Царем Михаилом Феодоровичем положено было ежегодно 22 октября празднование этой иконе с крестным ходом, в воспоминание о спасении Москвы от врагов заступлением Богоматери “ради Казанской иконы Ее”.

    С тех пор Казанская икона Божией Матери занимает особое место в ряду почитаемых русским народом чудотворных икон Богоматери – перед ней молятся как перед Заступницей и Покровительницей государства Российского и русского воинства в тяжелые военные годины, связанные с особой опасностью для Отечества. Накануне решающих боев перед ней молились русские цари, полководцы и все войско, испрашивая помощи и победы в ратном деле на спасение России. Так, царь Петр I с войском молился пред Казанской иконой накануне Полтавской битвы, а М.И. Кутузов – в Казанском соборе Москвы пред чудотворной явленной иконой, прежде чем решиться на Бородинское сражение; маршал Георгий Жуков всю Великую Отечественную войну возил Казанскую икону Богоматери под крышей своего автомобиля; знаменитая Сталинградская битва началась молебном перед Казанской иконой – и только после этого был дан сигнал к наступлению. И Матерь Божия не медлила Своей помощью обращающимся к Ней с молитвой перед Ее Казанским образом: вспомним крестный ход полуживых от голода ленинградцев с Казанской иконой вокруг Ленинграда, после которого город выстоял блокаду, хотя держаться ему практически было нечем – то, что подвозили, было каплей в море; вспомним молебен во время штурма Кенигсберга и шествие с иконой на передовую, после чего чудесным образом была одержана победа в, казалось, безнадежной ситуации; вспомним, что освобождение Киева – матери русских городов нашими войсками состоялось 22 октября (ст. ст.), в день празднования Казанской иконы Божией Матери, а во время Сталинградской битвы Казанская икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали...

    Оглядываясь на уроки нашей истории и вспоминая примеры чудесной помощи Богоматери, не будем забывать, что все они зовут к одному: “Покайтесь, покайтесь, покайтесь!” Божия Матерь покровительствует только благонравным и богобоязненным христианам, о чем свидетельствует Церковь во дни празднования Казанской иконе Богоматери 8 июля и 22 октября, взывая к верующим: “Ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от всяких бед и зол, благонравныя и богобоящияся рабы Своя” (кондак Казанской иконе Пресвятой Богородицы).

    Надежда Сечина

    TopList