Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 39/1998 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Как найти свое призвание

    Педагогическая мастерскаяПедагогическая мастерская

    Как найти свое призвание?

    В чем счастье?..
    В жизненном пути,
    Куда твой долг велит – идти,
    Врагов не знать, преград не мерить,
    Любить, надеяться и верить.
                                       А. МАЙКОВ

    Среди тем для бесед, материалы к которым хотели бы видеть наши читатели на страницах газеты, не раз называлась тема, связанная с выбором жизненного пути, определением жизненного призвания. Причем разговор этот считают важным и нужным не только преподаватели старшеклассников, но и учителя, работающие с младшими ребятами.

    Надеемся, что наша сегодняшняя подборка поможет педагогам провести урок или беседу, которые можно так и назвать – “Как найти свое призвание”.

    ЖИЗНЕННОЕ ПРИЗВАНИЕ

    Какое прекрасное слово – призвание... Чистое и высокое. Когда мы говорим: “Он нашел свое призвание”, то имеем в виду, что человек обрел самого себя в любимом занятии, отдается ему полностью, трудится и служит не за деньги, не как ремесленник, а из любви к творчеству и созиданию.

    Вникая в значение этого слова, постигаем, что призвание дается человеку свыше. Ведь каждого из нас Господь наделил талантами и способностями. И нет человека, совершенно лишенного дарований. Входя в разум и набираясь сил, мы ощущаем склонность к тому или иному предмету, занятию. Есть люди, которые увлекаются языками, музыкой, а кто-то дни и ночи напролет сидит с шестеренками, поршнями, разобранными двигателями. Как важно прислушиваться к собственному сердцу и не ошибиться в выборе того дела, которое должно стать не просто нашей профессией, специальностью, но именно призванием. Таким образом, многое зависит и от того, кто призван.

    Никто никогда не сможет объяснить, почему один имеет прекрасный от природы голос, а другой так владеет словом, что его уста впору назвать “медоточивыми”. Это тайна Божия. Талант, данный нам от рождения, подобен необработанному алмазу. Дивен этот прозрачный, твердый камень, только что извлеченный из глубины “сибирских руд”! Ради него стоило перелопачивать пуды и пуды пустой породы. Но сколь ни замечателен алмаз, бриллиант отличается от него, как небо от земли. Бриллиантом мы называем алмаз отполированный, искусная огранка которого требует кропотливого и тончайшего труда.

    Вот к такому труду часто бывают не готовы талантливые люди, особенно если окружение расточает им без счета похвалы и комплименты. Уязвившись сладостью первого успеха, приписав его себе, а не Богу, не умея благодарить Создателя за тайные и явные милости, одаренный, но не просвещенный духовно человек впадает в грех гордыни и самообольщения.

    Он успокаивается на достигнутом, теряет чувство недовольства самим собой, все приносит в жертву собственному тщеславию. ...Кто не собирает со Мною, тот расточает, – говорит Христос. Собирать со Христом – значит посвятить свой талант Даровавшему его и отдать на служение людям во славу имени Божия. Расточать – значит радеть только о прославлении своего имени, действовать не из соображения общей пользы, а из низменной корысти и самолюбия.

    Если Бог действительно даровал тебе талант, не гордись, но бойся. Бойся, чтобы Господь не отнял дарованное за небрежение о нем или за неумение хранить как должно, или за неправильное употребление.

    Сознавая за собой некую способность или умение, помышляй об ответственности перед Богом, сказавшим: “И от всякого, кому дано много, много и потребуется...” Не получивший дара судим будет снисходительнее, чем получивший. Строг и взыскателен суд над тем, кто получил, но не умножил дарование во славу Господа.

    Вот почему талантливый человек должен быть одновременно и тружеником. “Другие достойны отдыха, но не я”, – смиренно рассуждает таковой. И чем более он трудится, шлифует, полирует, придает блеска и сияния драгоценному камню собственной души – тем более увеселяет Господь раба Своего радостью, награждает миром и спокойствием совести. Если и хвалят христианина люди, облагодетельствованные им, примиренные, утешенные, просвещенные, у него давно готов для них ответ, который состоит из двух кратких, но идущих от души слов: “Слава Богу!” Девизом каждого творческого человека должен стать стих из псалма Давидова: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!

    Много на свете существует призваний. И какое бы ни избрал христианин для себя в качестве служения, онДети в церкви обязательно должен стремиться к совершенству – не ради честолюбия или корысти, а ради славы Божией. Часто в миру, на языке расхожих понятий, овладение занятием в совершенстве именуется профессионализмом. Это качество ценится, ибо говорит само за себя. Если ты называешь себя верующим, то и спрос с тебя двойной. Ведь твою работу, плоды твоих трудов люди всегда будут оценивать с пристрастием: “Сейчас посмотрим, как там у них, верующих!” Вспомним: все, что ни делал Христос, делал хорошо, так что простой народ дивился и прославлял Бога. Это и нам пример. Выбирай, либо о тебе разочарованно скажут, судя по твоим делам: “А еще верующий!” – либо с одобрением и уважением засвидетельствуют: “Он не мог сделать плохо, он же верующий”. Дай, Господи, чтобы у читателей этой статьи всегда было в жизни только последнее и чтобы каждый из них был настоящим мастером, виртуозом своего дела – в науке ли, в искусстве, в служении людям! Поэтому будем бегать безделья, лени, праздного препровождения времени, начиная со школьных лет. Да и время ли лениться?! Нет, но с бодростью, с молитвой и благой надеждой пусть идет каждый выбранной им дорогой скромного и самоотверженного труда, как говорили в старину: “Церкви во славу, родителям на утешенье, себе во спасенье!”

    На этом можно было бы и закончить главу, но скажем еще вот о чем. Издавна считается, что среди разнообразных и благородных служений самых высоких на земле три. Учительство, врачевание и священство. Почему, как вам кажется? Я думаю, потому, что в основе всех трех служений лежит любовь. А ведь любовь, милосердие – от Бога, и Сам Он благоволит именовать Себя Любовью. Это значит, что без живого сострадания к людям, без благоговения перед бессмертной человеческой душой, без интереса к человеческой личности и думать нельзя о служении учителя, врача или пастыря. Иначе постигнет вас печальная участь известных героев литературных произведений. Образ врача, потерявшего любовь к пациентам, выведен в знаменитом рассказе А.П.Чехова “Ионыч”. Врач, изменивший своему призванию, становится рвачом. Произведение того же автора “Человек в футляре” вскрывает трагедию учителя, который, зачерствев душой, превратился в мучителя для своих учеников. О священнике же, не достойном своего сана, честно говоря, даже и упоминать не хочется.

    Божественная Христова любовь, любовь пастырская – дар драгоценный. И хранить этот дар должно в чистом, непорочном сосуде.

    Благонамеренный юноша! Девица-христианка! Вам не известна еще вполне будущность ваша. Но если вы мечтаете о служении высоком и поприще благородном, берегите вашу невинность! Будьте тверды и мужественны в том, чтобы, встретив соблазны, победить их с Божией помощью. От вас зависит, погибнуть ли нераспустившемуся бутону на корню или, выдержав полуденный зной, раскрыться Богу и людям в чистоте и чести истинного призвания!

    Священник Артемий ВЛАДИМИРОВ
    (“Учебник жизни”, 1998)

     О ЧЕМ ШУМЕЛА РАКОВИНА
    (Рассказ)

    Дедушка, старый моряк, позвал к себе наверх своих внучат – двух мальчиков и двух девочек.
    – Последний раз, детки, я плавал по морю с моим кораблем, – сказал он. – Я привез вам морских ежиков и морских коньков, кораллов и разноцветных камешков. Но самый главный подарок – вот эта раковина. Она необычная. Кто внимательно прислушается к ее шуму, тому она расскажет многое. Она долго жила в глубине моря и много чудес видела и слышала. Она видела ваши кораллы и губки, когда они были еще живыми, возле нее шевелились морские лилии, жемчужная раковина шепталась с ней о том, как в ней растет жемчуг.
    Обломки кораблей рассказывали ей про страшные войны, когда корабли погибали в битвах и опускались на морское дно. После бури к ней доносился из рыбацкой деревни плач детей и жен тех рыбаков, которые погибли во время шторма.
    Каждому, кто умеет слушать, она рассказывает какую-нибудь историю, и по этой истории можно узнать, что ожидает человека.
    Я стар и болен и перед смертью хотел бы заглянуть вперед, узнать, что будет с моими внучатами. Пусть самый старший сначала послушает и расскажет мне, о чем шумит чудесная раковина.
    Старший мальчик взял большую, белую, как снег и розовую внутри раковину и приложил к уху. Он долго слушал и сказал:
    – Я слышу, как будто плещутся волны и как будто много тихих голосов говорят... Каждый рассказывает про свое. Я думаю, что это те истории, которые рассказывали про себя морские лилии, кораллы, губки.
    – Ты сделаешься ученым, когда вырастешь большой, – сказал дедушка. – Недаром ты так любишь читать книжки про животных и растения. – Дедушка передал раковину второму внуку: –Послушаем теперь, что же тебе, забияка, расскажет раковина?
    Младший внук был большой шалун и зачинщик во всех морских войнах, которые велись в лужах после дождя. Он послушал, прыгая на одной ноге и весело сказал:
    – Я слышу шум, как будто где-то далеко ревет буря и палят из пушек.
    – Быть тебе адмиралом. Будешь радоваться бурям, будешь командовать кораблями и под гром пушек сложишь где-нибудь буйную голову.
    – А теперь ты послушай, – сказал дедушка и протянул раковину своей любимице, старшей внучке. Она была тихая, кроткая девочка, но становилась сердитой, когда при ней кого-нибудь обижали, и плакала, когда не могла защитить сестру или какую-нибудь знакомую девочку от своего брата-драчуна. Дети смеялись над ней за то, что она после бури собирала на море креветок и морских звезд и бросала их обратно в воду.
    Часто она брала с садовой дорожки улитку, жука или какую-нибудь букашку и относила в траву, чтобы ее не раздавили.
    – Смейтесь, смейтесь, – говорил дедушка, – раздавить легче, чем спасти...
    Девочка прижала раковину к уху и долго-долго слушала.
    – Слышно, дедушка, – сказала она, – кто-то плачет, кто-то зовет меня по имени... много-много голосов зовут...
    Дедушка положил свою руку на ее головку и задумался:
    – Не знаю, кем ты будешь, – сказал он, – но знаю, что, наверное, пойдешь туда, где люди зовут своих братьев на помощь.
    – Теперь моя очередь, – сказала самая младшая внучка, розовая и кудрявая, с большой куклой на руках.
    Она взяла раковину обеими руками и от нетерпения стала трясти ее во все стороны.
    – Ничего не слышно, – сказала она.
    – А ты послушай внимательнее, – сказал дедушка.
    – Ничего... Только слышно ш-ш-ш, как будто суп варят или молоко кипит.
    – Что ж, – сказал дедушка, – нужно кому-нибудь и суп варить. А теперь, детки, идите к себе, – но помните, когда у вас будут свои дети и внуки, пусть и они послушают необыкновенную раковину, и вы узнаете, что их впереди ждет.
    Дети взяли дедушкины подарки: камешки, кораллы, морских ежиков и с веселым шумом побежали вниз. Но, когда дедушка заснул, кудрявая головка с розовыми щечками заглянула в его комнату. Младшей внучке пришло в голову, что неплохо было бы попросить у няни сварить супу для кукол и налить его в раковину – такой красивой суповой чашки у них еще не было. Дедушка, наверное, не рассердится, если я возьму ненадолго эту игрушку, – подумала она, на цыпочках подкралась к столу...
    – Только бы мне не разбудить его! – тихонько взяла она раковину и унесла в сад.
    Когда дедушка проснулся, он увидел, что раковины нет.
    – Детки, кто из вас, проказники, взял раковину? – закричал он с мезонина. И ему со двора ответил голос маленькой внучки:
    – Это я, дедушка. Я варю в ней суп для моих кукол.
    Из раковины вылили суп и вымыли ее теплой водой. Но, отведав человеческой пищи, она перестала быть необыкновенной, все забыла, что слышала в морской глубине, и когда к ней прикладывали ухо, слышали только: ш-ш-ш-ш-ш, – как будто в ней варился суп.

    В. МИРОВИЧ
    (Из журнала “Тропинка”, 1917)

    Вопросы детям для размышления вслух

    Правда ли, раковина рассказывала дедушке о будущем детей или дедушка по чему-то другому мог предположить, кем станут его внуки?
    Если у раковины все же было необыкновенное свойство, хорошо или плохо, что в конце концов она его утратила?

    Домашнее задание

    Для младших: Рисунок на тему, кем бы я хотел стать.
    Для старших: написать сочинение на тему “Мои размышления о жизненном призвании”.

    Подборку подготовила
    Ольга ПОТАПОВСКАЯ

    TopList