Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 38/1998 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Урок в воскресной школе

    no34_1.gif (4245 bytes)

    Урок в воскресной
    школе

     

    Ученики Божественной благодати

    Материалы к занятию, посвященному святителям Московским,
    в старшей группе воскресной школы

    Фрагмент иконы Симона Ушакова

    Цель урока

    Ко дню памяти Московских святителей повторить и закрепить знание учениками житий святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена.
    Развивать у детей способности отбирать фактический материал из житий и жизнеописаний для подготовки сообщений, способных вызвать интерес слушателей.

    Научить детей готовить коллективные тематические сообщения к уроку в микрогруппах (учить распределять между членами подгруппы части задания, работу с различными источниками). Формировать способность собирать отдельные факты в единое цельное повествование.

    Тип урока. Урок-конференция.

    Продолжительность урока. 2 часа.

    Подготовка к уроку

    В зависимости от общего числа учеников разделить группу на небольшие подгруппы (от 2 до 5 человек).

    Каждой группе дать домашнее задание: подготовить выступление-рассказ о житии одного из святителей. Возможны и индивидуальные сообщения:

    “История возникновения общего празднования дня памяти Московских святителей”;

    “День памяти Московских святителей в русской истории”;

    “Московские храмы в честь святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена”;

    “Иконописное изображение Московских святителей”.

    Необходимо предоставить или указать источники, откуда дети могут почерпнуть сведения. Имеет смысл заранее подготовить небольшую библиотечку житийной и справочной литературы, в которую могут войти следующие издания:

    Жития святых, изложенные по руководству Четьи-Миней святителя Димитрия Ростовского. Издание Оптиной Пустыни, 1993.

    Московский патерик. М., 1991.

    Дьякова Е.А. Перед праздником: Рассказы для детей о православном Предании... М., 1996, с. 283-298.

    Козаржевский А.Ч. Московский месяцеслов. М., 1995.

    Макаров М. Из жизни православной Москвы XX века. М., 1996.

    Паламарчук П. Сорок Сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. М., 1995. Т. 3.

    Литературу для подготовки сообщений детям надо предложить не менее, чем за неделю до занятия.

    Ход урока

    Перед уроком в добавление к пению или чтению обычных молитв добавить чтение тропаря Московским святителям:

    Первопрестольницы Российстии, истиннии хранителие апостольских преданий, столпи непоколебимии, православия наставницы, Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

    Затем лучше всего предоставить слово тому из учеников, кто готовил сообщение об истории возникновения общего празднования Московским cвятителям.

    – Пять святителей – пять хранителей Москвы. Пять гробниц: четыре в Успенском соборе Московского Кремля, пятая – святителя Алексия – в Елоховском Богоявленском соборе в Москве.

    Отдельный праздник установлен каждому из Московских святителей, но общий – полон особого смысла. Кажется, вот идут они охранительным крестным ходом по краснокирпичным стенам Кремля, все пятеро, – жившие в разные века, но сохранявшие Православие на святой земле Русской в тяжкие времена внутренних нестроений и нападения многочисленных внешних врагов.

    Общий праздник Московским святителям установлен в 1596 году при царе Феодоре Иоанновиче и патриархе Иове. Тогда в этом праздновании соединили три священных имени Московских первосвятителей: Петра, Алексия, Ионы.

    Но Русская земля имела среди Московских святителей еще двух охранителей Православия, страдальцев за веру и правду – митрополитов Филиппа и Ермогена. В 1875 году, по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского, было определено вместе с памятью Московских митрополитов Петра, Алексия и Ионы совершать 5 октября (по н. ст. – это 18 октября) воспоминание о святом Московском митрополите Филиппе. Чин празднования четырем святителям составил митрополит Иннокентий в том же 1875 году, и с этого времени день памяти Московских святителей отмечают не только в Москве, но повсюду. В 1913 году к лику святых был причислен Святейший патриарх Ермоген и воспоминание о его святительском подвиге тоже было определено совершать в день памяти Московских святителей, 5 октября.

    После сообщения об установлении общего праздника Московским святителям можно по очереди дать слово подгруппам, готовившим небольшие рассказы о житиях святых митрополитов Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и патриарха Ермогена.

    Для примера мы приведем краткий пересказ жития Московского святителя, митрополита Петра. Материал к рассказу о других святителях можно найти в указанной выше литературе, а также на страницах “Воскресной школы” за 1998 год (о святителе Алексие – N 7; о подвиге святого патриарха Ермогена – N 8; о святителе Филиппе – N 25).

    Святитель Петр,
    митрополит Московский

    Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта SMSimple. Посетив сайт интернет проекта SMSimple, который располагается по адресу www.smsimple.ru, Вы найдете простой и удобный сервис смс рассылок. Простота использования, выгодные цены и возможность рассылки смс-сообщений сразу по большой базе получателей, помогут в самые быстрые сроки передать сотрудникам Вашей компании требуемое сообщение или проинформировать потенциальных клиентов о предлагаемых продуктах или услугах.

    Уроженец Галицко-Волынской земли, что на юго-западе Руси, “иконник чуден”, Петр стал митрополитом всея Руси в 1308 году. После того как был он возведен в сан митрополита в Константинополе, возвратился на Русь, во Владимир, отправился в 16-летнее странствие по Русским землям. Нужду и скудость видел он по всей стране, раздоры между князьями терзали Русь. Святитель Петр, “переходя грады, обрете град, честный кротостию, зовомый Москва. В нем же обрете князя, именем Иоанна, сына Данилова, внука Александрова, милостива до святых церквей и до нищих”. Это был князь Иоанн Калита, который попросил митрополита поселиться в Москве, и тот согласился, поставив лишь одно условие: выстроить каменный храм (в Москве в ту пору все церкви были деревянными).

    По преданию, князю Иоанну было видение, будто бы едут они с митрополитом Петром верхом мимо высокой горы, и пласт снега медленно сходит с холма и тает, обнажая землю. Святитель Петр объяснил князю сон, сказав: “Снежный пласт, что ползет с горы, – это я, княже. Мне уж недолго осталось жить на земле. А гора – ты и твой малый град, что засияет вскорости славою”.

    Летом 1326 года был заложен первый московский каменный храм – Успенский собор в Кремле. Первый камень собора благословил митрополит Петр, завершенным же храма он не увидел, так как в конце того же года преставился ко Господу.

    В Успенском соборе Московского Кремля почивают святые мощи митрополита Петра, сохранились до наших дней там и две иконы, им написанные. Одна из них так и зовется Богоматерь Петровская.

    Сохранились вещи святителя: панагия, саккос, епитрахиль. А наперсный крест, которым благословил святой митрополит князя Иоанна Даниловича, хранился как святыня в роду Московских Великих князей: он передавался по наследству от отца – к старшему сыну.

    В XVII веке иконописец Симон Ушаков написал икону “Похвала Владимирской Божией Матери” или “Древо государства Российского”, символически изображающую историю Московской Руси в красках. В центре этой иконы – изображение чудотворного Владимирского образа Божией Матери, хранительницы Москвы и Руси. Вокруг вьется яркая райская лоза, а плоды ее – в белых медальонах писанные образы московских святых: князей, преподобных, митрополитов, юродивых. Внизу – розовые стены Кремля и белокаменный Успенский собор. Два человека: святитель Петр и князь Иоанн Данилович из витых золотых сосудов поливают корни дерева.

    В сонме Московских святителей митрополит Петр и по сей день предстательствует ко Господу за Россию и стольный град ее, Москву.

    Хорошо, если ваши ученики найдут материал о том, как с днем празднования памяти Московских святителей были связаны благие переломы в критические моменты русской истории.

    В качестве иллюстрации этой отдельной темы предложим небольшой фрагмент из книги М. Макарова “Из жизни православной Москвы XX века”, завершающий рассказ о первом посещении автором в детстве Успенского собора в Кремле.

    “Для нас знаменательно и дорого, что в Успенском соборе лежат мощи и останки наших молитвенников – святителей Московских, призывавших русских людей к единению, благословлявших их на брань с врагами и смело, не щадя своей жизни, восстававших против жестокости и угнетения, независимо от того, кто был угнетатель – иноземец или грозный русский царь.

    Они и по преставлении своем – с нами.

    Для нас знаменательно, что на другой день памяти святителей Московских начался уход наполеоновских войск из Москвы. Для нас знаменательно, что в преддверии дня святителей совсем близко от Москвы остановилась и не вошла в столицу “коричневая чума” – гитлеровская фашистская армия. В этом мы зрим заступление Божие по молитвенному предстательству наших святителей.

    Святители Московские, молите Бога о нас!”

    Те из ваших учеников, которые будут готовить сообщение о московских храмах, посвященных святителям Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Ермогену расскажут группе о храмах, к сожалению, не уцелевших в годы лихолетий.

    Не сохранилась в столице церковь, посвященная святителям при военном госпитале в Лефортове. Это был небольшой деревянный одноглавый храм, построенный в 80-х годах прошлого века. На месте этого храма сейчас стоит 12-этажный жилой дом.

    Домовая церковь в честь Московских святителей была и при училище на епархиальном свечном заводе в Посланниковом переулке. Храм был освящен при открытии училища в 1899 году. Украшен он был прекрасной живописью и орнаментом, имел вызолоченный двухэтажный иконостас. Здание этого храма стоит в Москве по сей день, оно заметно выделяется среди окружающей застройки, и жители этого района знают, что храм здесь был с конца прошлого века.

    Были в Москве и храмы, в которых один из приделов был посвящен Московским святителям: это Никольский храм в Воробине, Никольский храм в Песках, храм Бориса и Глеба на Поварской.

    Особо торжественно день памяти святителей отмечается в Богоявленском Елоховском соборе, где покоятся мощи митрополита Алексия, и в кремлевском Успенском соборе, где почивают остальные святители.

    Мы надеемся, уважаемые наши коллеги, учителя воскресных школ, что ваши питомцы найдут немало материала, который можно будет использовать, а потом с интересом выслушают друг друга на уроке.

    Завершить праздничное занятие можно чтением кондака Московским святителям и чудотворцам:

    Во святителех благочестно пожисте, и люди благоразумию настависте, и добре Богу угодисте, сего ради от Него нетлением и чудесы прославистеся, яко ученицы Божия благодати

    Урок подготовила
    Ольга ПОТАПОВСКАЯ

    TopList