Warning: mysqli_stmt::bind_param(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 68

Warning: mysqli_stmt::execute(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 78

Warning: mysqli_stmt::bind_result(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 79

Warning: mysqli_stmt::fetch(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 80

Warning: mysqli_stmt::close(): invalid object or resource mysqli_stmt in /srv/www/docRoot/issues/vos/lib/Common/Adv.class.php on line 83
© Данная статья была опубликована в № 37/1998 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Основы православной культуры"
  • Ноев Ковчег

    Православная педагогика

     

     

     

    Православная
    педагогика

    Ноев Ковчег

    Мы живем сейчас в мире, где царит и господствует грех. Бесконечно умножились соблазны. Идет массированное давление как изнутри, так и с Запада на православное сознание. Людям навязывают страшный разврат по телевидению, радио, в средствах массовой информации, а также в школе, которая, как сказал на Епархиальном собрании духовенства г. Москвы Святейший Патриарх всея Руси Алексий II, под видом полового воспитания предлагает настоящее растление детей. “Нужно что-то предпринимать, – подчеркнул Святейший, – чтобы спасти хоть некоторых”.

    Фото 1Автор этой страницы иеромонах Иоанн принадлежит Синайскому архиепископату и является насельником монастыря святой Екатерины, который находится на Святой Синайской Горе. Судьба его необыкновенна и путь к Богу не прост. Родился он в 1955 г., воспитывался в атеистической семье. После окончания школы поступил на филологический факультет Московского государственного педагогического института, писал стихи. Но неизбывная жажда Истины направила его ко Христу. В 1979 г. он крестился, и Господь перевернул всю его жизнь. Познав живого Бога, он решился оставить все и стать монахом. Но в годы господства атеистической власти ему не дали осуществить это его святое желание. Отец Иоанн оставил поэтическое творчество, пошел работать дворником и одновременно учился пению и чтению в церкви. Затем стал псаломщиком и 7 лет трудился в разных храмах. Духовно окормлялся у лаврских старцев и у отца Николая с острова Залит. Старец Николай благословил его на священство. Но власти препятствовали епископам совершить рукоположение. Не имея возможности осуществить свое желание в России, он, по благословению, уехал в Грузию под покров Святейшего патриарха Грузинской Православной Церкви Илии II (так как занимался переводами грузинских поэтов), где и пробыл несколько лет на послушании в монастыре. Затем Святейший патриарх Илия II благословил его уехать за границу. Волею Божией он оказался на Святом Афоне, где и стал монахом, а затем по благословению афонского старца Паисия поступил на богословский факультет Афинского университета. Во время учебы Господь привел его к стопам Синайского архиепископа, по благословению которого он был рукоположен во священника. В 1995 г. отец Иоанн закончил университет. Ныне он возвращается в Россию. Живя в Афинах и будучи духовником, отец Иоанн столкнулся с одной из ужасающих проблем современности, имеющей место и в России, – растлением молодежи. Мы предлагаем вашему вниманию проект решения этой проблемы, который принес в нашу редакцию отец Иоанн.
    Истинное духовное наследие – оно только в Христе, вне Христа нет никакой истины и духовности. Почему Господь говорит: Я есмь путь и истина и жизнь. Пока человек не познает эту Истину, не выровняет свой разум в соответствии с этой Истиной, не встанет на этот путь, путь крестоношения, чтобы умертвить в себе ветхого человека, он мертв.
    Человек сам ко Христу прийти не может. Бог призывает и ждет отклика. Эта любовь Божия в то же время наградила человека высочайшим даром – свободой. И Господь не насилует эту свободу. И поэтому каждый может сказать: “А я не хочу идти”.
    Путь этот болезненный и многих отпугивает, потому что многие хотят такого крестоношения, чтобы все было легко. Человек должен иметь самоотвержение. Насколько мы более способны самоотвергнуться, настолько глубже можем познать любовь Божию и Его Промысл о спасении души каждого человека. Насколько глубже человек проходит путь самоумерщвления, насколько он подлиннее возрождается и перерождается во Христе, настолько он более приближается к Богу. Но, к сожалению, человек воспользовался во зло своей свободой. Господь внутренне вложил в нас Свои законы, но человек нарушил их, послушался диавола, и поэтому грех и смерть вошли в мир. Диавол, получив власть над людьми, стал прельщать всех нас своими соблазнами. И освободиться от них можно только во Христе и только с помощью его благодати. Одним из таких соблазнов является блуд и прелюбодеяние. Как спастись от этого соблазна? Отец Иоанн предлагает идею создания Православного общества под названием “Ноев Ковчег”, а также построения Дворца Православной молодежи в виде большого корабля (похожего на Ковчег) под этим же названием.

    Некогда Господь известил Ноя, что собирается за грехи потопить все человечество водою, и повелел ему строить ковчег и проповедовать об этом приближающемся наказании. Думаю, что наше время во многом напоминает время Ноя, время Содома и Гоморры. Таким образом, цель создания Общества и построения этого “Ковчега” как раз и состоит в том, чтобы помочь многим детям, молодым и взрослым не утонуть в этом море греха, уберечь их души от соблазнов и растления похотью. А тем, кто так или иначе уже попал в водоворот искушений, подать руку помощи.

    Не любите мира, ни того, что в мире, – говорит святой апостол Иоанн Богослов, – кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2, 15–17).

    Слово Божие эту Волю выразило вполне категорично. В послании апостола язычников Павла сказано: Не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодеи, ни мужеложники... Царствия Божия не наследуют.

    Бегайте блуда, – говорит в своем 1 Послании к Коринфянам этот же апостол, – тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою... (1 Кор. 18–20).

    Вот почему святой апостол настоятельно советует: В избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1 Кор. 7, 2).

    И вот, к величайшему сожалению, решить эту важнейшую жизненную проблему своевременно в нашем обществе на сегодняшний день очень не просто. Молодежь во многом предоставлена сама себе. Ибо ни Церковь, ни семья, ни общество в целом пока еще не выработали общих конкретных глобальных мер по оказанию необходимой помощи в решении этого вопроса.

    По многим моим наблюдениям (как здесь, в России, так и в других странах) главная беда заключается в том,Фото 2 что с детства не прививается сознание того, что желательно в более раннем возрасте (в 17–19, а не в 25 или более лет) вступать в брак, то есть в том возрасте, когда они еще чисты и поэтому способны любить, а значит и строить возвышенный по духу православный брак. Ибо в последнее время за беззаконие, – как говорил Спаситель, – во многих охладеет любовь, а это и есть одна из причин частых разводов в нашем обществе (и конечно же в православной среде). Преимущественно это должно касаться молодых людей, которые по разным причинам не в состоянии воздерживаться от плотских падений. К сожалению, общественное сознание формирует такое убеждение, что жениться надо тогда, когда получишь образование и будешь иметь работу, чтобы содержать свою семью. Но как мы знаем, сохранить целомудрие в наше время становится крайне трудно. Горе миру от соблазнов, – предупредил нас Христос, – ибо надобно прийти соблазнам. Вот почему апостол Павел советует одиноким (в частности вдовам): Лучше вступать в брак, нежели разжигаться. Многие, к сожалению, сейчас не выдерживают и впадают в плотские смертные грехи. Согласно Божественным канонам нашей Церкви, они сами себя отделяют от мистического Тела Христова, и им на длительный срок запрещается причащаться. (Конечно, в наше время по Божественной экономии духовники вынуждены значительно сокращать эти сроки.) Ибо не причащаясь, христиане лишают себя истинной жизни. Кто не будет вкушать Тела Моего и пить Крови Моей, жизни иметь в себе не будет, – говорит нам наш Спаситель.

    И вот, чтобы наши дети, а также и взрослые не лишились этой жизни, мы предлагаем построить “Ноев Ковчег”, в котором люди могли бы найти себе спутника жизни и благополучно затем устроить свою судьбу.

    Необходимо организовать досуг детей таким образом, чтобы воспитывать их в целомудрии (к сожалению, на исповеди часто приходится слышать о занятиях рукоблудием, причем даже от детей 10-летнего возраста). Многие подростки 14–16 лет (причем и девочки тоже) просто заболевают этой страстью, пока не вступают в интимные отношения. Эта болезнь сегодня очень распространена и, к сожалению, не предпринимаются никакие меры, чтобы ее лечить. Следствием подобных падений является отшествие от человека благодати, – его начинает мучить тоска, уныние и опустошение (почти все взрослые люди на исповеди говорят, что в ранней юности занимались этим грехом и очень от этого страдали). И вот, если молодых людей уже с ранней юности воспитывать так, чтобы они старались раньше вступать в брак, то возможно благополучно избежать этой греховной страсти. Дети могут знакомиться и полюбить уже в возрасте 13–14 лет. И если правильно организовать эти их знакомства, то можно обручать их уже в этом возрасте! (Недаром ведь раньше существовал, особо, обряд обручения!) За несколько лет их дружбы они смогут хорошо узнать друг друга и, если их желание быть вместе сохранится (а при отсутствии этого желания они смогут расстаться, ибо таинство пока не совершалось), то при разумном рассмотрении (о чем с согласия их родителей должен будет побеспокоиться духовник), эту обрученную пару можно будет уже и повенчать. У целомудренных родителей по благословению будут рождаться и целомудренные дети. И этим мы сможет понемногу оздоровлять наше православное общество. К сожалению, сейчас многие православные уже до венчания вступают в близкие отношения, и дети, зачатые в блуде, становятся для них наказанием.

    Итак, молодежь, которая придет в этот Дворец Нравственности (если так можно его назвать), будет учиться подлинному православному учению, как духовно верно строить свою семейную жизнь. Им будет предоставлена возможность знакомиться и находить себе близкого человека-спутника на всю последующую жизнь (должна быть разработана специальная программа, включающая различные варианты этих знакомств). Согласно проекту, на третьем этаже этого “Ковчега” должна быть построена церковь, где как раз и будут происходить как обручение, так и венчание!

    “Ковчег” хорошо построить в виде огромного корабля, где на первом этаже в больших комнатах-каютах (как это было устроено Ноем) по обеим сторонам можно будет разместить множество разных кружков, где с детьми будут заниматься. Учить девочек быть послушными, хорошими хозяйками, чтобы они умели шить, вышивать, готовить еду, воспитывать детей. Ребят, к примеру, учить основам разных профессий (плотничать, столярничать, чинить технику, работать на компьютерах). Дети могут там рисовать, переплетать книги. Должны быть также библиотека, комнаты отдыха и увеселения для детей.

    Должны быть там и кафе, и буфеты, где как раз могут работать юные и более взрослые девушки, желающие найти себе жениха (надеюсь, уже только поэтому пищу они будут стараться приготовить особенно вкусно!) В меню всегда должна быть разнообразная постная пища. В этом Дворце многие смогут приятно отдохнуть и за совсем недорогую плату вкусно покушать. Это особенно важно сейчас, когда для большинства цены в кафе и ресторанах просто недоступны; не говоря уже о том, что атмосфера там совсем не христианская. Следует сказать, что сейчас православным родителям и их детям почти некуда пойти отдохнуть, негде с пользою для души провести время. В миру кругом все светское – кафе, рестораны, Макдональдсы! Места для зрелищ и увеселений предлагают только свое – мирское, греховное. Детей и взрослых манит грех. И вот занять этих людей можно будет прекрасно в этом самом “Ковчеге”. Ибо здесь (как это было некогда в разных салонах до революции) люди смогут знакомиться целыми семействами, завязывать дружеские связи, имея впоследствии как поддержку, так и помощь друг от друга. Думаю, что можно будет устроить и службу помощи православным в устройстве на работу, так как теперь это тоже очень серьезная проблема для многих. Существенная необходимость подобной помощи связана еще и с тем, что многие верующие девушки, устраиваясь сейчас на работу в разных светских заведениях, встречаются с прямыми предложениями интимной связи со стороны начальника. Если они красивы, их совращают на этот грех, говоря, что без этого им не видать работы. И это сейчас страшный бич для многих девушек и женщин. Их нужно защитить и оградить в этом мире от подобных искушений. Поэтому можно будет обратиться к православным, имеющим ныне свои фирмы или начальственную должность, чтобы они помогли в трудоустройстве своим сестрам-христианкам.

    Возвращаясь к предыдущему, хочу добавить, что для православных людей можно будет устраивать свои интересные вечера(!), свои концерты(!). Показывать свое кино и даже свой детский театр! У нас ведь в Москве есть сотни православных поэтов, писателей, музыкантов, художников. Есть и прекрасные певцы, и свои замечательные духовные хоры. Можно будет приглашать их из разных православных школ и братств, с которыми будет взаимодействовать Общество “Ноев Ковчег”. Здесь можно будет устраивать встречи с интересными людьми, читать лекции, проповеди. Благодаря этим встречам и разным душеполезным увеселениям родителям можно будет “украдывать” своих детей от телевизора и этим обезопасить их от развращающих программ.

    Итак, для этой цели на втором этаже должен быть построен огромный концертный зал. Причем построен оригинальный образом, как бы спускаясь сверху вниз к сцене, так чтобы под верхней частью этого большого зала поместить этажом ниже большую залу, где можно будет устраивать православные свадьбы после венчания, вечера для школьников. Здесь может быть место встреч, бесед, диспутов (как это бывало в салонах светских). Для православной интеллигенции могут быть на первом этаже сделаны комнаты встреч поэтов, художников, иконописцев, музыкантов, где за чашкой чая можно будет о многом поговорить. Думаю, что общение с ними поможет многим молодым людям воспринимать нашу веру не в узкоортодоксальном смысле, а более широко и этим самым привлечь их в спасительное лоно Церкви.

    Вся эта теплая дружеская атмосфера сможет облегчить трудную жизнь многих православных семейств, нашей молодежи в целом, помочь им решить проблему нравственного воспитания и духовного образования. Ведь появится реальная возможность познакомить многих людей с огромным потенциалом нашей православной культуры. Думаю, что в этом Дворце можно будет организовать Духовный Центр нашей православной культуры.

    Мне представляется, что вход в этот Дворец будет организован по приглашениям, которые можно будет распространять по приходам и братствам, и таким образом обезопасить его деятельность от непрошеных и безнравственных посетителей.

    Следует особо подчеркнуть, что среди православных есть много молодых людей, которые разведены. Есть и такие женщины, которые, не выходя замуж, приобрели ребенка. Все эти люди, имея детей, при этом остаются одинокими и поэтому страдают. Им хочется семейного счастья, хочется встретить своего суженого. У многих из них первый брак оказался неудачным (как правило, большинство из них были не венчаны). Имеющие маленьких детей (из этой категории страдальцев) затрудняются по причине постоянной занятости с ребенком пойти куда-нибудь, чтоб познакомиться и найти наконец себе спутника в жизни. Можно с уверенностью сказать, что большинство взрослых христиан, пришедших к Богу в зрелом возрасте (причем уже после многих блудных падений) испытывает острую нужду скорейшим образом решить их личную драму. Они не выдерживают одиночества. Им срочно нужно создать семью, ибо кругом – великий соблазн. Им хочется найти любимого человека, чтобы жить уже благочестиво. Но вот вопрос – где его найти? Конечно, многие браки заключаются на небесах! Но ведь встречи происходят на Земле! И, как мне представляется, Церковь и ее пастыри должны сделать все возможное, чтобы уберечь души этих людей от греха и вселить в них надежду и помочь ей осуществиться с Божией помощью. “Спасательная служба” на этом “Ковчеге” и подаст этим утопающим свою руку помощи!

    Мне представляется, что в начале это Общество “Ноев Ковчег” сможет опереться на многие братства, которых немало возникло на приходах, и из числа их подобрать нужных и способных для этого дела людей. Ибо сейчас очень многих волнует эта проблема, и верующие (как я убедился, рассказывая об этой идее разным людям) с большой радостью готовы поработать на этой спасительной ниве. Знаю также, что в некоторых братствах в Москве и в Петербурге уже как-то пытаются решать эту проблему в частном порядке, а вот централизованно продуманной системы решения ее еще пока нет. И мне представляется, что если в Москве возникнет такой Центр на базе Православного Дворца молодежи, то в будущем возможно создать и постепенно открыть филиалы Общества в других городах и епархиях. Таким образом, “Ноев Ковчег, на всей территории нашей страны в лоне Церкви сможет осуществлять свою спасительную миссию.

    Конечно же вся эта грандиозная идея требует для своего осуществления огромных материальных и духовных сил и конечно же содействия государства (в плане выделения конкретного участка земли для постройки таких Дворцов для молодежи).

    Я полагаю, что если Священноначалие Русской Православной Церкви примет этот проект (который уже одобрен Святейшим Патриархом всея Руси Алексием II), то Господь в силах послать нам все необходимое для реального осуществления этого святого дела. Ибо речь идет о спасении тысяч душ наших соотечественников.

    Иеромонах ИОАНН

    TopList