ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА

 

Юридические основы взаимоотношений государственных образовательных учреждений и Русской Православной Церкви

Фото Бориса Чубатюка

Главное управление образования администрации Воронежской области, Отдел религиозного образования и катехизации Воронежско-Липецкой епархии Русской Православной Церкви, Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования подготовил и выпустил в свет информационный сборник "Юридические основы взаимоотношений государственных образовательных учреждений и Русской Православной Церкви", где вашему вниманию предлагаются тексты наиболее значимых законодательных актов Российской Федерации, нормативных документов Министерства образования РФ, договоров, соглашений, программ как федерального, так и регионального масштабов. В предисловии к изданию говорится:

"Главным предметом рассмотрения всех представленных юридических документов являются взаимоотношения между государственными образовательными учреждениями, организациями и Русской Православной Церковью.

Министр образования РФ В.М. Филиппов на X Международных Рождественских чтениях в Москве в январе 2002 года сказал: "...на нынешнем этапе обновления российской системы образования мы обязаны сделать все необходимое, чтобы... образование молодежи всегда опиралось на развитие ее добродетелей и созидательных качеств. Неоценимое значение в этом играет тесное взаимодействие с Русской Православной Церковью, которое мы намерены и впредь всемерно укреплять".

Налаживанию такого сотрудничества мешают не существующие законы, а их незнание, а также юридически неправильное истолкование многих терминов. Так, например, путаница возникает вокруг понятия "светский характер образования". Следует прислушаться к мнению президента РАН Ю.С. Осипова, президента РАО Н.Д. Никандрова, ректора МГУ В.А. Садовничего, которые в письме к министру образования 26.04.2000 г. пишут, что "само по себе декларирование "светского" характера образования, так же как и декрет об отделении школы от Церкви, по существу означает лишь то, что государственная школа не находится ни в административной, ни в финансовой зависимости от какой-либо церковной организации и не ставит своей задачей подготовку клириков. "Светский" не означает "атеистический", ведь основная масса христиан живет "светской" жизнью, является тружениками со "светскими" специальностями... Отказываясь от сокровищ христианского наследия, мы сами загоняем свой народ в атеистическое гетто. Атеизм, даже и воинствующее-агрессивный, не есть какое-то объективное надрелигиозное прогрессивное движение, это всего лишь одно из мировоззрений, выражающее взгляды отнюдь не большинства населения земного шара, притом не имеющее какого-либо научного обоснования. В стране с тысячелетней православной культурой, где даже в конце XX века, ознаменовавшегося жесточайшими гонениями на веру, больше половины населения заявляет себя верующими, нет разумных оснований для того, чтобы по-прежнему предоставлять атеизму господствующее положение в образовании и воспитании".

Такое же прочтение термина "светское образование" – как "нецерковное", "гражданское", но не как "атеистическое" – содержится в письме министра образования от 04.06.1999 г. "О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений".

Кроме того, для налаживания соработничества между школой и Русской Православной Церковью важно определиться в терминах "духовно-нравственное просвещение" и "религиозное образование", чтобы не отождествлять их. Если "религиозное образование", то есть "вероучительное обучение", по законодательству должно вестись во внеучебное, внеурочное время и оплачивает его приходской священнослужитель, то "духовно-нравственное просвещение" – составная часть учебно-воспитательного процесса любого образовательного учреждения. Трудно представить себе школу, в которой не соблюдают преемственности поколений и не передают нравственных начал подрастающей смене. Такая школа, по словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, "выпадает из традиций, она способствует не созиданию общества, а его разрушению. Взрывчатое вещество растления, будучи заложено в школу, может оказаться для народа более гибельным, чем любые теракты". И далее, обращаясь к педагогам – участникам X Рождественских чтений, Святейший напомнил, что Православие – вовсе не идеология, не набор абстрактных убеждений, а жизнь, наполненная любовью. И, следовательно, "утверждение веры и православного образа жизни должно быть осознано не только как дело духовенства, все еще очень малочисленного, но как забота десятков миллионов мирян, всех здоровых сил общества, с которыми наша Церковь готова теснейшим образом сотрудничать в любом добром деле".

Вот таким мирянам – педагогам школ, организаторам образования, родителям, служащим органов государственного управления в сфере образования, общественным деятелям, одним словом, всем заинтересованным людям – и предназначены эти материалы".

Редакция газеты "Воскресная школа" предоставляет вниманию заинтересованных читателей некоторые извлечения из них. По вопросам более подробной информации просьба обращаться в Воронежско-Липецкую епархию, Отдел религиозного образования и катехизации.

Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"

от 26 сентября 1997 года № 125–Ф3 (в ред. Федерального закона от 26.03.2000 № 45–Ф3).

(Извлечения)

Статья 5. Религиозное образование

1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

4. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Письмо Министерства образования РФ от 4 июня 1999 г. № 14–53–281 ин/14–04

"О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений"

В целях оказания методической помощи государственным и муниципальным образовательным учреждениям в работе, связанной с реализацией п. 4 ст. 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации доводит до сведения следующие рекомендации.

Общие положения

Рекомендации основываются на нормах Конституции Российской Федерации, законодательстве в сфере образования и международного гуманитарного права и направлены на:

– оказание содействия родителям (законным представителям), детям, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации, местным (муниципальным) органам управления образованием в организации обучения детей религии (под обучением религии в данных рекомендациях подразумевается духовно-нравственное воспитание и преподавание основ вероучения) вне рамок образовательной программы;

– обеспечение соблюдения положений статьи 14 Конституции Российской Федерации, провозглашающей светский (в данных рекомендациях термин "светский" интерпретируется как "нецерковный", "гражданский" и рассматривается как синоним слов "атеистический", "антирелигиозный") характер государства – Российской Федерации;

– соблюдение государственными и муниципальными образовательными учреждениями и органами управления образованием принципов государственной политики в области образования в части светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, свободы и плюрализма в образовании;

– взаимодействие государственных и муниципальных образовательных учреждений с конфессиями в целях объективного показа роли и значения религии в истории России и цивилизации в целом, усиления духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Рекомендации исходят из статьи 1 (часть 1) Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (вступила в силу 2 сентября 1990 г.), согласно которой ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее, а также из статьи 54 (часть 1) и статьи 64 (часть 2) Семейного кодекса Российской Федерации, устанавливающих, что ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет.

Из этого следует, что обучение религии может быть организовано для несовершеннолетних обучающихся в строгом соответствии со статьей 5 п. 4 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования.

Под представлением возможности обучения детей религии в настоящих рекомендациях понимается предоставление государственным или муниципальным образовательным учреждением конкретной религиозной организации возможности использовать помещения данного образовательного учреждения для проведения занятий по обучению религии за пределами образовательных программ в согласованное обеими сторонами время, если обучение религии указано в уставе религиозной организации (согласно п. 2 статьи 10 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Обязательства сторон оформляются в виде двухстороннего договора в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Министерство предлагает сторонам, которые участвуют в составлении, заключении и реализации договора, руководствоваться следующими рекомендациями:

А. Администрации государственных и муниципальных образовательных учреждений:

Предоставление администрацией государственных и муниципальных образовательных учреждений возможности обучать детей религии вне рамок образовательной программы должно осуществляться в соответствии с уставом образовательного учреждения (согласно ст. 13, п. 1:5; е/ ж/ э/; 6) а/ б/ Федерального закона "Об образовании").
Администрация образовательного учреждения при заключении договора с религиозной организацией должна исходить из того, что согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" возможность обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вне рамок образовательной программы может быть предоставлена исключительно религиозным организациям.
Согласно п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном порядке зарегистрированного в качестве юридического лица.
В этой связи к соответствующему письму (ходатайству) религиозной организации о предоставлении возможности обучать детей религии должны быть приложены копии свидетельства о государственной регистрации данной религиозной организации в органах юстиции и ее устава.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" правом обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не могут пользоваться религиозные организации, имеющие права юридического лица на условиях их ежегодной перерегистрации, что оформляется выдачей временного свидетельства о государственной регистрации.
Обучение религии осуществляется вне рамок образовательной программы (основной и дополнительной), проводится во внеучебное время за рамками расписания учебных занятий и предоставляется заинтересованной религиозной организацией на условиях соглашения, достигнутого между родителями (законными представителями) и религиозной организацией.
Условия реализации программ обучения религии должны отвечать государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса и образовательного ценза привлекаемого к обучению детей религии персонала религиозной организации.
Предоставление возможностей для обучения детей религии не может рассматриваться как предпринимательская деятельность данного образовательного учреждения.
Администрация образовательного учреждения обязана согласовать принимаемое решение в соответствии с уставом образовательного учреждения с органом самоуправления этого учреждения (советом, попечительским советом, общим собранием, педагогическим советом и др.).
Администрация государственных и муниципальных образовательных учреждений согласовывает свое решение с муниципальными органами самоуправления.
Администрация образовательного учреждения призвана стоять на позициях защиты прав ребенка, уважения его человеческого достоинства, имея в виду, что действующим законодательством в сфере образования применение методов принуждения к обучающимся не допускается.

Б. Родителям (законным представителям), обучающимся:

Просьба родителей (законных представителей) о предоставлении конкретной религиозной организации возможности обучать их ребенка (детей) религии оформляется заявлением на имя администрации образовательного учреждения или руководителя (главы) религиозной организации.
Согласие детей в возрасте от 7 до 14 лет на обучение религии по соответствующим программам указывается родителями (законными представителями) в этом же заявлении. В возрасте старше 14 лет, как это следует из статьи 3 п. 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", ребенок самостоятельно решает вопрос о своем отношении к религии и обучению ей и фиксирует его в качестве приложения к заявлению родителей (законных представителей) или в самостоятельном заявлении на имя администрации образовательного учреждения.

В. Религиозным организациям:

Просьба конкретной религиозной организации о предоставлении ей возможности в данном образовательном учреждении обучать детей религии оформляется официальным письмом руководителя (главы) религиозной организации.
Используемая в процессе обучения религии литература и учебно-методические пособия, включая аудио- и видеоматериалы, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации (согласно п. 3 статьи 17 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").
Содержание обучения религии, его формы и методы определяются религиозной организацией и не могут противоречить нормам Конституции Российской Федерации, федерального законодательства в сфере образования, Всеобщей декларации прав человека и призваны содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
О практике использования данных рекомендаций просим проинформировать министерство до 1 августа 2000 года.

Письмо Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II от 9 декабря 1999 г. № 5925

"Всем епархиальным преосвященным"

Принятый 26 сентября 1997 г. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" предусматривает возможность обучения религии детей в помещениях государственных (муниципальных) образовательных учреждений. Однако за время, прошедшее с момента принятия Федерального закона, эта возможность не использовалась в полной мере. Напоминаю, что уставы приходов Русской Православной Церкви предусматривают в качестве одной из основных целей обучение православных христиан основам православного вероучения. Во многих храмах такая работа ведется в воскресных школах, тем не менее мы не решим задачи духовно-нравственного воспитания будущих поколений России, если оставим без внимания систему государственного образования.
Следует учитывать, что в последнее время в государственные образовательные учреждения активно стремятся проникнуть представители деструктивных сект, что не может не вызывать нашу озабоченность.
Призываю всех епархиальных архипастырей обратить особое внимание на важность организации православного просвещения детей, учащихся в государственных и муниципальных школах.
В связи с этим предлагаю:

1. Провести епархиальные собрания, на которых рассмотреть вопрос об организации обучения Православию школьников. Выявить и обсудить имеющийся в епархиях опыт преподавания православного вероучения в государственных (муниципальных) школах.

2. Организовать преподавание основ православной культуры в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях вверенной вам епархии.

3. Довести до сведения настоятелей, законоучителей, православных родителей и других заинтересованных лиц содержание Информационного письма Министерства образования Российской Федерации № 14–53–281 ин/14–04 от 04.06.99 о предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений и рекомендаций о порядке организации обучения Православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений, прилагаемых к настоящему письму.

4. Предложить настоятелям храмов ввести в штатное расписание, с учетом возможностей прихода, должность преподавателя православного вероучения для ведения систематической работы в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

5. Наладить контроль за преподаванием православного вероучения в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

6. Руководителям епархиальных отделов религиозного образования и катехизации в ежегодных отчетах, направляемых в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, указать количество государственных (муниципальных) образовательных учреждений в епархии, в которых преподается православное вероучение, и общее количество школьников, посещающих эти занятия.

Приложение № 1
к Письму Святейшего Патриарха

О порядке организации обучения Православию учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Информационным письмом министра образования № 14–53–281 ин/14–04 от 04.06.99 по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет православным религиозным организациям, в том числе приходам, помещения для обучения детей Православию вне рамок образовательной программы.
Уставы епархий и приходов Русской Православной Церкви предусматривают в качестве одной из основных целей деятельности обучение всех желающих основам православного вероучения. Учитывая необходимость восстановления прерванной в советский период связи между Церковью и школой, каждый приход обязан вести просветительскую деятельность с учетом действующего законодательства не только на территории прихода, но также и в помещениях государственных (муниципальных) школ.

Обучение детей религии осуществляется на основании следующих документов:

– заявления родителей учащихся (лиц, их заменяющих) либо самих учащихся в возрасте свыше 14 лет на имя руководителя государственного (муниципального) образовательного учреждения (см. приложение № 2);

– письма (ходатайства) настоятеля прихода на имя директора государственного (муниципального) образовательного учреждения с приложением копии устава и свидетельства о государственной регистрации прихода (см. приложение № 3).

Вышеперечисленные документы рассматриваются администрацией образовательного учреждения.

В соответствии с Рекомендациями Министерства образования образовательное учреждение может отказать приходу в проведении занятий по основам Православия лишь в том случае, если условия реализации программы обучения Православию не отвечают государственным и местным требованиям в области охраны здоровья учащихся и работников образовательного учреждения, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса и образовательного ценза преподавателей вероучения, требованиям строительных норм и правил, а также санитарных и гигиенических норм.

В случае отказа администрации образовательного учреждения от проведения занятий по основам Православия заявители, в том числе настоятель прихода, учащиеся и их родители вправе потребовать от администрации мотивированный отказ в письменной форме. Письменный отказ администрации образовательного учреждения может быть обжалован в муниципальный орган самоуправления (городская дума, земская управа, совет представителей, мэрия и другие органы) и в суд.

В целях урегулирования возникших между школой и приходом разногласий в Министерстве образования Российской Федерации копию письменного отказа школьной администрации следует направить в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

В случае положительного решения вопроса об обучении Православию учащихся государственного (муниципального) образовательного учреждения руководитель этого учреждения заключает с настоятелем прихода договор об обучении Православию (см. приложение № 4).

Преподавателем православного вероучения должен быть православный христианин, получивший необходимый уровень богословского образования. Полномочия преподавателя подтверждаются письменным удостоверением настоятеля прихода (см. приложение № 6).

Все преподаватели должны в течение двух лет пройти аттестацию в епархиальных отделах религиозного образования и катехизации. Требования по аттестации будут в ближайшее время разработаны Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата и направлены в епархии. Аттестованным преподавателям выдается аттестационный лист (сертификат) установленного образца.

Статья подготовлена при поддержке компании «Rapax-Stroy». Если Вы решили произвести качественный и надежный ремонт квартиры, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Rapax-Stroy». На сайте, расположенном по адресу www.Rapax-Stroy.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать подробную информацию о ремонте квартиры под ключ и по недорогой цене. В компании «Rapax-Stroy» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Учебные программы и учебные планы по обучению Православию разрабатываются приходами самостоятельно, при этом рекомендуется использовать Сборник программ по Закону Божию для церковноприходских воскресных школ (М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999).

Следует учесть, что согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" обучение Православию осуществляется вне рамок основной и дополнительной образовательной программы, то есть во внеучебное время, за рамками расписания учебных занятий.

Обучение Православию осуществляется на условиях соглашения, достигнутого между родителями учащихся (лицами, их заменяющими) и приходом (см. приложение № 5).

Соглашение между родителями учащихся (лицами, их заменяющими) и приходом может содержать условие об оплате учебных занятий.

Обучение Православию не рассматривается как предпринимательская деятельность государственного (муниципального) образовательного учреждения, в связи с этим образовательное учреждение не вправе требовать от прихода платы за пользование помещением, предоставляемым для проведения занятий по основам Православия.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" обучение религии является уставной деятельностью прихода и не может рассматриваться в качестве его предпринимательской деятельности.

Приложение № 2
к Письму Святейшего Патриарха

Заявление родителей учащихся (лиц, их заменяющих, учащихся старше 14 лет)

Директору

(наименование образовательного учреждения,

ФИО директора, дата)

Заявление

Просим Вас предоставить возможность проводить занятия по основам Православия приходу (наименование храма) в помещениях Вашего учебного заведения в соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Информационным письмом министра образования № 14–53–281 ин/14–04 от 04.06.99.

(Подписи родителей или учащихся старше 14 лет.

Дата.)

Приложение № 3
к Письму Святейшего Патриарха

Письмо настоятеля храма директору образовательного учреждения

Директору

(наименование образовательного учреждения,

ФИО директора, дата)

Прошу Вас предоставить возможность проводить занятия по основам Православия приходу (наименование храма) в помещениях Вашего учебного заведения в соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Информационным письмом министра образования № 14–53–281 ин/14–04 от 04.06.99.

(Подпись настоятеля.

Дата.)

Приложение № 4
к Письму Святейшего Патриарха

Типовой договор об обучении Православию

I. Общие положения

1.1. Государственное (муниципальное) образовательное учреждение (наименование образовательного учреждения) в лице директора (ФИО директора), действующего на основании Устава, далее – Учреждение и православный приход (наименование храма) в лице (ФИО настоятеля), действующего на основании Устава, далее – Приход, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1.2. Учреждение предоставляет Приходу возможность обучения несовершеннолетних учащихся Православию на основе разработанных Приходом учебных программ и учебных планов.

1.3. Учреждение предоставляет в безвозмездное пользование Приходу помещение (характеристика помещения) для проведения занятий по основам Православия (указать день проведения занятий, их продолжительность и периодичность).

II. Права и обязанности Учреждения

2.1. Учреждение обязано:

– потребовать от Прихода копии его Устава и свидетельства о государственной регистрации;
– потребовать от преподавателя основ Православия письменного удостоверения его полномочий;
– безвозмездно предоставить Приходу указанное в п. 1.3. настоящего Договора помещение в состоянии, пригодном для проведения занятий по основам Православия;
– обеспечить нормальные условия проведения занятий по основам Православия;
– осуществлять текущий и капитальный ремонт помещения, нести расходы на его содержание;
– предоставить Приходу возможность использовать на занятиях по основам Православия предметы религиозного назначения, в том числе иконы и кресты.

2.2. Учреждение не вправе вмешиваться в осуществляемый Приходом процесс обучения основам Православия, в том числе рекомендовать или утверждать имеющиеся у преподавателя учебные программы и учебные планы, определять условия договора Прихода с родителями учащихся (лицами, их заменяющими).

III. Права и обязанности Прихода

3.1. Приход обязан:

– представить в Учреждение копии Устава и свидетельства о государственной регистрации Прихода;
– поддерживать переданное ему в безвозмездное пользование помещение в исправном состоянии;
– возвратить помещение после прекращения настоящего Договора в исправном состоянии.

3.2. Приход самостоятельно определяет условия образовательного процесса:

– разрабатывает и утверждает учебные программы и учебные планы по обучению православной вере;
– заключает с родителями учащихся (лицами, их заменяющими) договор об условиях проведения учебных занятий, в том числе об их оплате;
– определяет возрастной состав групп, наполняемость классов, продолжительность учебных занятий и перерывов с учетом норм психофизиологических нагрузок учащихся в течение учебного года;
– определяет другие условия образовательного процесса.

IV. Ответственность сторон

За нарушение настоящего Договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

V. Заключительные положения

5.1. Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами.

5.2. Договор действует с "___" ______ до конца учебного года.

5.3. Реквизиты сторон:

Образовательное учреждение:

Название образовательного учреждения. Юридический адрес. Подпись директора. Печать образовательного учреждения. Дата.

Приход храма (название храма).

Название прихода. Юридический адрес. Подпись настоятеля. Печать прихода. Дата.

Приложение № 5
к Письму Святейшего Патриарха

Договор с родителями учащихся (лицами, их заменяющими)

I. Общие положения

1.1. Православный приход (название прихода), именуемый в дальнейшем Приход, в лице его настоятеля (ФИО настоятеля), действующий на основании Устава, с одной стороны, и (ФИО родителя, законного представителя), именуемый в дальнейшем Родитель, являющийся отцом (матерью, законным представителем) учащегося (ФИО учащегося), именуемого в дальнейшем Ученик, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1.2. Приход обучает Ученика Православию в государственном (муниципальном) образовательном учреждении (наименование образовательного учреждения), расположенном по адресу:

_____________________________________________________

1.3. Родитель обеспечивает посещение Учеником учебных занятий и вносит плату за обучение в размере ________________ (или бесплатно).

II. Права и обязанности сторон

2.1. Приход обязан:

– обучать Ученика Православию в соответствии с разработанными им учебными программами и учебными планами на основании Договора об обучении религии № __ от "__" _____;
– предоставлять Родителю учебные программы и учебные планы для ознакомления;
– обеспечивать контакт Родителя с преподавателем основ Православия;
– рассматривать предложения и жалобы Родителя, связанные с процессом обучения основам Православия.

2.3. Родитель обязан:

– обеспечить посещаемость Учеником занятий по основам Православия;
– вносить плату за обучение в размере, определенном в п. 1.3. настоящего Договора;
– являться по вызову преподавателя основ Православия;
– учитывать, по мере возможности, пожелания и просьбы преподавателя, связанные с процессом обучения Православию (приобретать для ученика необходимую литературу и предметы религиозного назначения, водить ученика в храм и т.п.).

III. Ответственность сторон

За нарушение настоящего Договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

IV. Заключительные положения

4.1. Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами.
4.2. Договор действует с "___" ______ до конца учебного года.
4.3. Реквизиты сторон.

ФИО Родителя

Паспортные данные

Место прописки

Подпись Родителя

Дата

Название прихода

Юридический адрес прихода

Подпись настоятеля

Печать прихода

Дата

Приложение № 6
к Письму Святейшего Патриарха

Удостоверение

Настоящим удостоверением подтверждаю, что (ФИО преподавателя основ Православия) уполномочен мною на проведение учебных занятий в течение (указать срок) по основам Православия в государственном (муниципальном) образовательном учреждении на основании Договора об обучении религии № ___ от "___".

Подпись настоятеля

Дата

Договор

О сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви от 2 августа 1999 г.

(Извлечения)

1. Общие положения

Министерство образования Российской Федерации и Московская Патриархия Русской Православной Церкви, именуемые далее "стороны", в преддверии празднования 2000-летия христианства и вступления в третье тысячелетие, основываясь на принципах:

– государственной политики в области образования, свободы совести и свободы вероисповеданий;
– признания особой роли Православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры;
– уважения христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России;
– провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека и в Международной конвенции ООН "О правах ребенка";
– приверженности высоким духовным ценностям, всегда занимавшим приоритетное место в образовательно-культурной традиции российского общества;
– наиболее полного использования возможностей, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральными законами "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О свободе совести и о религиозных объединениях";
– солидарной ответственности за морально-психологическое состояние детей и молодежи Российской Федерации;
– почитания памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, – заключили настоящий договор о сотрудничестве с целью обмена информацией, взаимодействия в учебно-методических вопросах, анализа и обобщения накопленного опыта совместной работы в области духовно-нравственного воспитания, а также для выработки обоснованных предложений по изменению и дополнению действующего законодательства об образовании, свободе совести и религиозных объединениях.

2. Предмет договора

1. Предметом договора является осуществление сотрудничества по воспитанию детей и молодежи в духе высоких моральных ценностей, обмену информацией, взаимодействию в учебно-методических вопросах, анализу и обобщению опыта совместной работы в области духовно-нравственного воспитания, подготовке изменений и поправок в нормы действующего законодательства.

2. В целях осуществления сотрудничества стороны создают постоянно действующий Координационный Совет по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви.

Координационный совет действует на основании Положения.

6. Юридические адреса сторон

113633, Москва, № 230, ГСП,
Министерство образования Российской Федерации

119034, Москва, Чистый пер., 5
Московская Патриархия Русской Православной Церкви

Министр образования Российской Федерации
В.М. ФИЛИППОВ

Патриарх Московский и всея Руси
АЛЕКСИЙ II

Фото Евгения Крылова

TopList