ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ

Он вдохновлял на духовную брань

Жизнеописание священномученика епископа Амвросия (Гудко)

Свияжск основан на одноименном острове в устье реки Свияги в 1551 году как город-крепость и опорная база русских войск в борьбе с Казанским ханством, это был первый христианский город Казанского края. В XX веке судьба Свияжска была трагичной. В 1917–1918 годах настоятелем Свияжского монастыря был епископ Амвросий (Гудко). Епископ Амвросий за обличение в церковной проповеди злоупотреблений губернской администрации был уволен на покой в 1917 году и назначен настоятелем Свияжского Богородицкого Успенского монастыря, где его застала революция. В своих проповедях у раки святителя Германа Свияжского владыка призывал свою паству не радоваться безбожию, молиться за заключенного императора и не верить революционной лжи. Он был расстрелян красноармейцами 27 июля ст.ст. 1918 года без суда и следствия. Священномученик Амвросий – один из первых новомучеников Казанского края, канонизированный в 1999 году. После разорения и закрытия монастырей в 1920-е годы Свияжск превратился в лагерную зону.

Священномученик епископ Амвросий (Гудко) (1867–1918)Священномученик епископ Амвросий (Гудко) (1867–1918)

Епископ Амвросий (в миру – Василий Гудко) родился 28 декабря 1867 года в Люблинской губернии в семье благочестивых родителей. В 1893 году он окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, принял монашество и в мае 1893 года был рукоположен во иеромонаха с назначением на должность заведующего Катехизаторского миссионерского училища на Алтае. В октябре 1897 года иеромонах Амвросий был назначен начальником Духовной миссии в Корее с возведением в сан архимандрита. В 1901 году последовало назначение архимандрита Амвросия на должность ректора Волынской Духовной семинарии, а 30 апреля 1904 года – хиротония во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. С февраля 1909 года епископ Амвросий был перемещен на Балтскую викарную кафедру Подольской епархии, а 14 февраля 1914 года стал епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии. 5 октября 1916 года Государь Император утвердил доклад Священного Синода о наименовании преосвященного Амвросия, викария Вятской епархии, епископом Сарапульским и Елабужским.
Вскоре после назначения произошел конфликт между двумя высокопоставленными сарапульскими чиновниками и епископом Амвросием, в результате чего владыка отлучил этих господ от Причастия. Мера по тем временам была крутая. На епископа была направлена жалоба в Священный Синод, в печати появились публикации, в которых требовали удаления епископа Амвросия из Сарапула. В защиту епископа Амвросия выступили и духовенство и миряне, обратившиеся в Священный Синод с просьбой не обращать внимания на злобные обвинения в адрес сарапульского епископа. В газете "Прикамская жизнь" было опубликовано несколько писем в защиту епископа Амвросия. Среди них было письмо одного из священников, в котором, в частности, говорилось, "что преосвященный Амвросий больше всего вооружается против теплохладности в вере и жизни... как бы нам хотелось, чтобы дорогой наш архипастырь остался с нами и продолжал бы и в будущем нас, теплохладных, вдохновлять на духовную брань против неверия, зловерия и пороков...".
На некоторое время кампания против епископа Амвросия утихла, однако Февральский переворот дал ход иным преобразованиям. Часть монархически настроенных иерархов, не согласных с декретами Временного правительства или открыто выступавших против засилья новой власти, была уволена на покой. Среди них были такие замечательные святители, как митрополит Московский Макарий (Невский), архиепископы Тверской Серафим (Чичагов), Харьковский Антоний (Храповицкий) и др. 18 марта ст.ст. 1917 года на покой был уволен и епископ Амвросий Сарапульский с назначением его на настоятельское место в Свияжский Успенский монастырь. С этого момента начинается славный и мученический период деятельности преосвященного Амвросия.

Вступив в управление Свияжским монастырем, епископ Амвросий обнаружил, что хозяйственные дела обители запущены, службы совершались неисправно, некоторые из монашествующих ведут неподобающий образ жизни. Неизбежным стало столкновение с местными властями, покушавшимися на монастырскую собственность. Владыка вынужден был сообщить в Москву обер-прокурору Священного Синода о бесчинствах свияжской уездной милиции. Знамением времени и как бы печальным предзнаменованием грядущей мученической кончины владыки стало покушение на жизнь епископа монахом Феодосием. Жители Свияжска и окрестных деревень были потрясены случившимся. Началось особое паломничество в обитель – за благословением владыки. Феодосий же был арестован, что и спасло его от возможного самосуда разгневанных крестьян. Рост авторитета епископа Амвросия повлек за собой откровенную травлю и поток клеветы. Безнаказанным остался покушавшийся на владыку иеродиакон Феодосий, который был выпущен из тюрьмы. В монастыре вновь началась смута. Часть братии, сговариваясь против епископа, игнорировала все распоряжения Владыки.
В начале марта 1918 года владыка Амвросий был вызван в суд Свияжского ревтрибунала по обвинению в "контрреволюционных действиях". Это было одно из первых в России судебных дел, где главным обвиняемым был православный архиерей, коему вменялись в вину его якобы контрреволюционные деяния. Через двадцать лет подобные процессы станут обычны. Официально дело было начато по жалобе выпущенного из тюрьмы иеродиакона Феодосия, который к тому времени сразу был принят на службу... в милицию. Владыка Амвросий привлекался к суду не только за обличения бесчинств новой власти против Православной Церкви, но и за чинимые им препятствия к разграблению святой обители. На процессе множество свидетелей выступило в защиту епископа. Они свидетельствовали, что владыка радел об упорядочении жизни в монастыре, в своих проповедях звал народ к прекращению междоусобицы, к единению, братству и взаимной любви, звал к объединению под сенью Православия. Совершенно неожиданно в результате долгого совещания судей епископ Амвросий был оправдан. Столь неожиданный исход дела был встречен аплодисментами. Владыке пришлось долго пробираться через густую толпу народа, подходившего под благословение в зале заседания и на улице.
Весь короткий период служения в Свияжске судьба не оставляла владыке времени для покойной жизни. Клевета и гонения на него по существу преследовали цель опорочить все православное духовенство, представить его чуждым и враждебным русскому народу. Однако чем более откровенно и зло клеветали на епископа, подвергали его гонениям, тем больший авторитет приобретал он своим исповедничеством и непримиримостью с грубым насилием новой власти, творимым над Церковью, ее пастырями и ее паствой.

Священномученик Амвросий, епископ Сарапульский. Современная иконаСвященномученик Амвросий, епископ Сарапульский. Современная икона

Вскоре после суда в монастырь поступило постановление вновь учрежденной Финансовой комиссии при Совете крестьянских и солдатских депутатов Свияжского уезда об обложении всех монастырей уезда контрибуцией в размере 5000 рублей каждый в пользу Совета. И опять епископ Амвросий один из немногих открыто встает на защиту монастырской собственности. Его усилия увенчались успехом, и незаконное распоряжение было отменено.
По коллективному прошению жителей Свияжска в монастырь прибыла от Духовной консистории комиссия по расследованию беспорядков и взаимных жалоб настоятеля и братии монастыря. По результатам своей работы комиссия предлагала меры к пресечению дальнейших нестроений в жизни монастыря, указав предполагаемые прещения: от епитимий и строгих выговоров до лишения сана и монашества.
13 мая (ст. ст.) 1918 года православная Казань отмечала многотысячным крестным ходом память священномученика патриарха Ермогена, со дней прославления святых мощей которого прошло уже пять лет. На молебне, совершенном митрополитом Иаковом, епископ Амвросий, прибывший из Свияжска, обратился к народу с пламенным словом назидания "о благодатном народном единении и спасении Русского государства общенародным подвигом под сенью святых Божиих храмов и под водительством Божиих святых". Ныне видится особый Промысл Господень в этом служении епископа Амвросия перед иконой патриарха Ермогена. Через свой честный образ – икону – священномученик Ермоген как бы благословил своего младшего сослужителя по казанской церкви епископа Амвросия на подвиг мученичества.
Второй раз владыка Амвросий был арестован в июне 1918 года. Причин для ареста было множество, искали подходящий повод, благо непокорный и бесстрашный архипастырь давал их предостаточно. Епископа продержали несколько дней в одиночной камере, но благодаря хлопотам казанских архипастырей он был освобожден.

После освобождения владыка Амвросий на некоторое время поселился в Спасском монастыре. Однако вскоре заявил, что намерен вернуться в родную обитель. На все уговоры повременить с отъездом (все опасались за жизнь преосвященного) епископ Амвросий просто и убежденно ответил: "Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи и дадут вечное блаженство, которого никакие чекисты не смогут отнять". С глубокой верой в правоту своих слов владыка вернулся в Свияжск. Вернулся, чтобы принять мученическая венец.
По свидетельству протопресвитера Михаила Польского, владыку Амвросия приказал расстрелять сам Троцкий, командовавший Красной Армией, бравшей Казань. Владыку арестовали в родной обители и вывезли вместе с келейником Иовом на станцию Тюрлема Московско-Казанской железной дороги. Там владыку вывели в поле, а келейника отпустили, запретив ему следовать дальше. По рассказам очевидцев, преосвященный стоял на коленях и с воздетыми руками молился Богу, пока рыли для него неглубокую могилу. Потом последовали выстрелы. Через несколько часов келейник нашел тело владыки Амвросия, брошенное лицом вниз, проткнутое штыком в спину насквозь с вывернутыми при жизни обеими руками. Верный келейник похоронил владыку на месте его мученической кончины и в продолжение 12 лет платил крестьянину, владельцу поля, чтобы тот не трогал поле поблизости того места, где покоилось на небольшой глубине тело священномученика. Место погребения, во избежание неприятностей со стороны большевиков, было известно лишь очень немногим.
...Прошли годы. Образ ревностного защитника христианской веры, мужественного архипастыря священномученика Амвросия почитает церковный народ, почитают православные казанцы, на небесную помощь его уповают иноки восстанавливаемой Свияжской Успенской обители, переживший все ужасы богоборческой действительности. Подвиг его чтится и за пределами нашего Отечества.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия память священномученика Амвросия, бывшего епископа Сарапульского, настоятеля Свияжского Успенского монастыря, совершается 27 июля (9 августа), в день его мученической кончины, 4(17) октября – в день празднования Собора всех Казанских святых, а также в день, когда празднуется Собор новомучеников и исповедников Российских.

Священномучениче Амвросие, моли Бога о нас!

По "Житию священномученика Амвросия (Гудко), епископа Свияжского", подготовленного А.В. Журавским (http:www.eparhia.ru), составила Валентина ШАРОВА
TopList