СВЯТЫНИ ОТЕЧЕСТВА

“Радуйся, святыни честное жилище!”

О храме Святителя Николая на Щепах
и его удивительной судьбе

На узенькой полосе тротуара перед желтым зданием, в цоколе которого находится станция метро "Смоленская", всегда многолюдно. Люди теснятся в проходах между ларьками, и мало кому приходит в голову оглянуться по сторонам. Лишь некоторые, увидев за оградой над строящимся зданием церковные кресты, удивляются: "А это что такое?" Между тем здесь почти три века стоял храм, который поражал современников своей красотой.

Освящение колоколов храма Святителя Николая на Щепах. И.о. настоятеля протоиерей Стефан Пристая, диакон Михаил Пристая, хор храма Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково. 2001 г. Освящение колоколов храма Святителя Николая на Щепах. И.о. настоятеля протоиерей Стефан Пристая, диакон Михаил Пристая, хор храма Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково. 2001 г.

Во времена царя Алексея Михайловича на Воронухиной горе (так называлось место между Арбатом и Смоленской улицей) располагался Государев Щепной двор, поставлявший срубы для дворцовых построек. Отсюда начиналась знаменитая Смоленская дорога, ведущая на запад России и далее, в страны Западной Европы. Купцы, странники, "государевы люди", путешествуя по своей или казенной надобности, последний взгляд на Россию бросали с Воронухиной горы. А приезжие именно здесь слышали первый звон московских колоколов.

Жила на Смоленке дворцовая прислуга: повара, истопники, сторожа. Рядом было два рынка – Смоленский и Сенной, ночлежки, трактиры, глухие переулки, погост, на котором в 1649 г. была срублена деревянная церковь. И торговцы, и купцы, и люди убогие молились в ней Заступнику Николе. Отъезжающие служили путевые молебны. Место сие привлекло внимание "Тишайшего" царя, который, как известно, был весьма богомолен и повелел соорудить здесь каменный храм с пятью позолоченными главами. Царь любил его и богато украшал. Об этом свидетельствует корона, надетая на крест, она видна на старинных изображениях. Среди царских даров была особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери, Евангелие в дорогом окладе и много других вещей. Пышный иконостас обрамлял иконы, написанные царскими изографами. Окрестное население настолько глубоко почитало храм и его небесного покровителя, что после разорения во время войны 1812 года Никольская церковь была восстановлена на собранные народом средства.
Не сразу и не вдруг проник в сознание народа-богоносца губительный яд безбожия. После страшного, потрясшего Россию Октябрьского переворота 1917 года многие еще надеялись, что новая власть позволит Церкви жить, не тронет ее. Но шло время – и эти иллюзии постепенно развеивались. Из архивных документов, датирующихся 1934 годом, мы узнаем, что храм Николы на Щепах было решено закрыть и переоборудовать для размещения в нем Научно-исследовательского института твердых сплавов, "так как эта церковь является наиболее пригодным для этого помещением" (Выписка из протокола заседания президиума Моссовета). Ничего лучше, чем памятник XVII века, новые власти, стало быть, не нашли.
Осквернители не пощадили дивной красоты храма, его богатого убранства. Он был разграблен, обезглавлен, была разрушена колокольня. Храм превратился в несуразный четырехэтажный дом.

Молебен в день памяти святителя Николая. Декабрь, 2001 г. Молебен в день памяти святителя Николая. Декабрь, 2001 г.

Таким мне довелось его увидеть в начале 1990-х гг., когда малая горсть прихожан собиралась на молебны, совершаемые отцом Стефаном Пристая. Мы с трудом пробирались среди луж и глубоких ям, путались среди обветшалых перегородок, спотыкались о железные ящики с болтами и гайками. Предшественником церковной общины был завод "Металлогравюра". Он оставил церковное помещение именно в таком состоянии, о котором сказано: "Мамай прошел".
Сначала настоятелем был назначен протоиерей Владимир Диваков. Но он пробыл здесь недолго. Его сменил отец Стефан Пристая.
Протоиерей Стефан, тогда благочинный церквей Всехсвятского округа, уже был настоятелем Успенского и Троицкого храма в обширной усадьбе Троице-Лыково, расположенной на берегу Строгинской поймы. По новому административному делению церковных округов он возглавил Успенский округ, тем не менее Никольский храм, находясь за пределами этого округа, все-таки был оставлен за батюшкой. И все расходы по восстановлению храма на Щепах легли на общину Троице-Лыково.
Прошло восемь лет, как храм передан Русской Православной Церкви. Я беседую с отцом Стефаном.
– После оформления акта передачи я получил не храм, а завод, – рассказывает он. – Внутри было около пятидесяти помещений, восемь цехов, среди них – гальванический. Полно станков, транспортные линии, перегородки. Территория на три метра была засыпана мусором, мы вывезли сотни "КАМАЗов". Храм стали восстанавливать по старинным фотографиям – они, к счастью, сохранились. Хуже всего, что нам обрезали прихрамовую территорию. А ведь церковь на Щепах – памятник архитектуры и входит в охранную зону!

Храм Святителя Николая на Щепах. XIX в. Храм Святителя Николая на Щепах. XIX в.

– Но здесь была община. Они помогали вам?

– Эта община, как оказалось, была заинтересована в том, чтобы в храме остался завод. Она хотела сдать его в аренду, и уже были документы готовы. Пришлось мне вмешаться и навести порядок. Вот такие были у меня "помощники". Милостью Божией и по молитвам святителя Николая, – продолжает отец Стефан, – нашлись добрые люди, жертвователи, которые помогают нам поднять церковь и вернуть ей былую красоту.
И он рассказывает далее, как руководители Акционерного банка "Темпбанк" и ООТ "Весна – XXI век", желая внести лепту в воссоздание порушенных святынь, искали по Москве наиболее разрушенный храм и обратили внимание на Никольскую церковь. По благословению Святейшего Патриарха и при поддержке этих коммерческих структур начались проектно-изыскательские, ремонтно-восстановительные и реставрационные работы. Генеральный подряд взяла строительная компания СИК "СИНКО".
За два года произошли большие перемены в облике многострадальной церкви на Смоленке. Расчищен двор, сломаны перегородки и перекрытия. Сгнившая кладка заменена новой, восстановлен наружный декор. Возведена колокольня, на которой установлено семь колоколов. Облик храма становится узнаваемым. Его можно обойти, потрогать свежую кладку стен.
– Вот уж никогда не думал, что мне придется этот храм восстанавливать, – признается субподрядчик – директор ЗАО "Памятники Отечества", известный реставратор В.И. Кураленко. На его счету несколько десятков восозданных памятников русской старины. – Проходил здесь как-то в 1975 году вместе с архитектором Олегом Игоревичем Журиным – знаете такого?

Спонсор публикации статьи – Инвестиционно-строительная компания «Перспектива», входящая в ГК "Ярус", предлагает жилую и коммерческую недвижимость в новостройках Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Коммерческая недвижимость, приобретаемая с помощью компании "Ярус", гарантированно будет по ценам застройщика, то есть без дополнительных наценок, скрытых платежей, что делает сотрудничество с компанией Перспектива весьма выгодным. Если вам необходимы помещения в СПб для занятия коммерцией, вы можете положиться на профессионализм сотрудников компании, которые подберут вам вариант, удовлетворяющий вашим требованиям по стоимости, метражу и расположению объекта, как в строящихся домах Петербурга, так и уже принятых ГК, и обеспечат безопасное сопровождение сделки.

– Как же! Иверская часовня, Воскресенские ворота…

– Так вот, он сказал мне: "Хочешь, покажу тебе такой храм, что, видя его снаружи, нипочем не догадаешься, что это такое?" И привел меня сюда. Вправду я бы никогда не догадался. Вот, Господь привел…
Мы сидим в прорабской. Только что закончилось совещание. Обсуждалась проблема привязки нового иконостаса к восстановленному проему. Я задумываюсь об удивительной судьбе храма. Духовно темные люди посчитали Никольскую церковь бесполезной игрушкой, которую можно сломать безнаказанно. Но храм воскрес. И все время своего существования он тонко, неуловимо влиял на людей, кого-то приводя к себе, кого-то отторгая. Святитель Николай, покровитель небесный, управлял и управляет их пути, ведя к добру, пробуждая высшие чувства человеческие.
Я обращаюсь к главному прорабу, В.С.Бобохидзе:

– Виссарион Саулович, это первый храм в вашей жизни?

– Да, первый. Перед этим фирма "СИНКО" восстанавливала Юсуповский дворец.

– Как вы относитесь к храму? Вы его любите?

– Конечно, а как же! Не любил бы – так сердце бы за него не болело. Вот, посмотрите, – он протягивает мне груду чертежей и строительной документации, – сколько сделано! За два года можно столько сделать, я вас спрашиваю?
Благодарю за встречу и беседу. Выхожу – снаружи ослепительно яркое весеннее солнце заливает потоками света стройку, улицу, спешащих куда-то людей. Напротив синеет громада многоэтажного здания МИДа. Когда храм откроется – наверное, обитатели этого дома будут приходить сюда перед дальней дорогой, служить путевые молебны. И запомнится им звон родных российских колоколов…

© Марина ВАСИЛЬЕВА
Фото автора и из архива храма

TopList