СОВРЕМЕННОЕ ЧУДО

Спонсор публикации статьи: сайт обучения фотографии онлайн FotoShkola.net предлагает пройти фото курсы, как для начинающих фотографов, так и для опытных профессионалов. Фотошкола позволяет проходить обучение в любой точке мира, по Вашему графику, под руководством лучших профессиональных фотографов педагогов. На сайте фотошколы можно подробно ознакомиться с предлагаемыми курсами, увидеть работы студентов и прочитать их отзывы.

Чудо Благодатного огня

Расщепленная Благодатным огнем колонна при входе в храм Воскресения Расщепленная Благодатным огнем колонна при входе в храм Воскресения

Современный храм Гроба Господня – это огромный архитектурный комплекс на нескольких уровнях, включающий Голгофу с местом Распятия, Кувуклию, Кафоликон, или соборный храм, – кафедральный для патриархов Иерусалимских, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов и галерей. Причем различные части храма принадлежат нескольким христианским конфессиям. Но главные святыни – Голгофа, Кувуклия, Кафоликон, как и общее руководство службами в храме, принадлежат Иерусалимской Православной Церкви.
На чудо схождения Благодатного огня люди собираются с Великой Пятницы, многие остаются здесь сразу же после Крестного хода, совершаемого в память Великой Пятницы. По самым скромным подсчетам, вместительность храма не менее 20–30 тысяч человек, площадь около храма и ближайшие окрестности вмещают еще около 50 тысяч человек. В Великую Субботу и храм, и площадь перед ним, и ближайшие окрестности заполнены людьми, ожидающими сошествия Благодатного огня.
Так было и сто, и двести, и тысячу, и две тысячи лет назад...
Как историческая, так и современная историческая практика свидетельствуют, что при сходе Божественного огня обязательно должны присутствовать, во-первых, патриарх Иерусалимской Православной Церкви. В 1538 году, при переходе контроля над храмом Гроба Господня от египетских султанов к турецким султанам, армянские священники договорились с турецкими властями Иерусалима о передаче права получения Благодатного огня представителю Армянской Церкви, но молитвы армянских священнослужителей не были услышаны. Православного патриарха со священнослужителями (в 1539 году) в Великую Субботу даже не пустили в храм. Они стояли перед закрытыми дверями храма с внешней стороны и также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей храма, треснула, из нее вышел огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского патриарха. Турки немедленно выгнали армянских священников из Кувуклии, и с 1539 года никто больше не оспаривал и не делал попыток получать Благодатный огонь в обход Иерусалимского православного патриарха.
Во-вторых, игумен и монахи Лавры Преподобного Саввы Освященного. Из всех древних монастырей Иудейской пустыни, процветшей когда-то великими подвижниками, сохранилась в первозданном виде лишь эта Лавра в 17 километрах от Иерусалима, в долине Кедрона, невдалеке от Мертвого моря. Когда-то (в 614 году) персы в во время нашествия шаха Хосроя перебили здесь четырнадцать тысяч иноков. В современном монастыре четырнадцать иноков, включая двух русских.

В-третьих, местные православные арабы. Минут через двадцать–тридцать после опечатывания Кувуклии в храме с криком, топаньем, барабанным боем, верхом друг на друге начинает песни и пляски арабская православная молодежь. Возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке, и речитативы с утверждением, что они "самый восточный, самый православный, живущий там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания огня".
...Где-то к одиннадцати часам дня Великой Субботы полностью отключается освещение храма, гасятся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе храма. После этого происходит процедура проверки Кувуклии на наличие источников огня и опечатывания большой восковой печатью. Свои личные печати на большой восковой ставят осуществляющие проверку представители турецкой стражи, а также израильской полиции. Затем ты становишься свидетелем чудесного явления. Сначала изредка, а затем все интенсивнее и интенсивнее все воздушное пространство храма пронизывают световые всполохи. Они имеют голубоватый цвет, их интенсивность и амплитуда периодически волнообразно нарастают. Через небольшое время после опечатывания Кувуклии молодые православные арабы начинают возносить свои молитвы ко Христу, Пресвятой Богородице, святому Георгию о даровании Благодатного огня. Через некоторое время, как правило, около 13 часов, начинается непосредственно литания (по-гречески "молитвенная процессия") Благодатного огня — крестный ход от алтаря Кафоликона через весь храм с троекратным обходом Кувуклии. Арабская молодежь смолкает. Впереди хоругвеносцы с двенадцатью хоругвями, за ними отроки с рипидами, клирик-крестоносец и наконец сам Блаженнейший патриарх Иерусалимский. В крестном ходе участвуют и игумен с иноками монастыря Саввы Освященного. Патриарх останавливается перед самым входом в Кувуклию, его разоблачают: снимают праздничные ризы, оставляют в одном белом подризнике. В подризнике Блаженнейший патриарх заходит в Кувуклию.
После захода патриарха в Кувуклию интенсивность и частота голубоватых световых всполохов нарастают. Голубоватые молнии вспыхивают то сверху, под куполами вниз, то снизу вверх, под купола храма. Ливень голубоватых всполохов пронизывает все пространство храма, особенно Кувуклию во время коленопреклоненной молитвы патриарха у трехдневного ложа Спасителя о схождении Благодатного огня. Молитва может занять 10 минут, а может и больше часа – когда как. Лица ожидающих полны волнения и ожидания. Все ожидающие пронизаны чувством сопричастности к великому событию, происходящему уже две тысячи лет. За это время успели вознестись, прославиться и погибнуть империи Римская, Аббиссидская, Византийская, Оттоманская. В обычном житейском укладе людей произошли огромные изменения, но по коленопреклоненной молитве патриархов Иерусалимских в Великую Субботу, в ожидании огромного количества людей по-прежнему совершается это Великое чудо – схождение Благодатного огня.

И наконец огонь сходит. Еще прежде чем появится Патриарх с зажженными от Благодатного огня свечами в дверях Кувуклии, свещеносцы-скороходы, принявшие Благодатный огонь через оконца в приделе Ангела, уже разносят его по всему храму. Передаваемый уже не от патриаршей, а от обычных свечей, он не обжигает. В основном у каждого из присутствующих в руках по три пучка свечей и свечи из других мест Святой Земли. Когда огонь доходит до человека – в руках настоящий костер, от которого исходит сильный жар. Надо заметить, что в храме люди стоят так плотно, что был бы огонь обыкновенным – обязательно что-нибудь загорелось, ведь у каждого в руках не по одному пучку. Люди на глазах друг у друга омывают Благодатным огнем лицо. Пламя настолько обширно, что видно, как оно касается людей. Огонь буквально лижет одежды близстоящих, косынки женщин. И за всю историю схождения огня – ни одного несчастного случая, ни одного пожара.
Немного нужно сказать о возможности подлогов. Сохранность печати на входных дверях Кувуклии проверяется перед входом в нее патриарха Иерусалимского с армянским первосвященником. Представитель Армянской Церкви, входящий вместе с Иерусалимским патриархом в Кувуклию, остается в приделе Ангела и контролирует, видит все действия патриарха, имея возможность вмешаться. Учитывая почти двухтысячелетнюю заинтересованность нехристианских участников этого великого чуда в разоблачении и срыве хотя бы одного сошествия Благодатного огня, версия о подлоге может вызвать только улыбку у людей. Даже мусульмане считают необходимым принести Благодатный огонь домой, и любое рассуждение о подлоге они посчитают ложью.
Но вопрос, каким образом сходит Благодатный огонь на трехдневное ложе Спасителя, давно беспокоил и любознательных христиан. Все источники сообщают или о конденсации жидких мелких капель "огненного бисера" непосредственно на крышке Святого Гроба, или о выпадении дождевых капель над Кувуклией и наличии вследствие дождя на крышке Святого Гроба "мелких бисеринок" и голубоватых всполохах – молниях, предшествующих сошествию Благодатного огня. Оба указанных явления одновременно имеют место в течение коленопреклоненной молитвы патриарха Иерусалимского. Его молитва приводит к возжиганию Благодатного огня из мелких капель жидкости, при наличии всполохов-молний – фитиля, свечей или лампад на крышке Святого Гроба.

Грешные люди по-разному воспринимают факт сошествия Благодатного огня. Верным последователям Его Господь свидетельствует о грядущей жизни вечной в раю, ищущим и сомневающимся свидетельствует об истинности Своего воскресения, равнодушным и не стремящимся к своему спасению и жизни вечной – о Своем воскресении и предстоящем Страшном суде.
Соответственно по-разному интерпретируют факт схождения огня и различные религии. Наука в этом вопросе абсолютно неприменима ввиду ограниченности ее сферы деятельности. Существуют два принципиальных отличия научного метода познания и атеизма: научный метод познания не отрицает наличия в природе нашего мира трансцендентных воздействий, но и не изучает особенностей и закономерностей таких воздействий. Атеизм постулирует отсутствие в природе нашего мира трансцендентных воздействий. Сошествие Благодатного огня является трансцендентным воздействием, с точки зрения корректного научного метода познания, и, следовательно, не подлежит ни изучению, ни комментариям.
Практически все христианские конфессии присутствуют в храме и принимают Благодатный огонь из рук патриарха Иерусалимского. Отрицают факт сошествия Благодатного огня, как и факт воскресения Христова, только атеисты и иудеи. Именно они и распространяют, в том числе в печати, слухи о "хитростях" нечестных священников, естественно, не перечисляя ни конкретных деталей "хитростей", ни года сошествия огня. Официальные лица, проверяющие Кувуклию и обыскивающие патриарха при христианском и мусульманском контроле над Иерусалимом, за клевету могли казнить, а при существующем израильском контроле могут подвергнуть солидному штрафу.
Любой сомневающийся, заплатив 600–700 долларов (это цена стандартной туристической поездки в Святую Землю), вполне в состоянии лично убедиться в факте и деталях схождения Благодатного огня.

Михаил Шугаев

TopList