ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА

В чем счастье педагога?

Православная миссионерская педагогика в сельском приходе

Окончание. См. № 11 за 2002 г.

Спектакли (окончание)

Мы берем на сцену всех детей, которые ходили на репетиции, считая, что все дети талантливы, только надо помочь им раскрыться. Так, у нас в спектаклях принимали участие до 30 ребят. Иногда для появившегося в ходе репетиций ребенка мы сочиняли новую роль, благо сценарии свои. Каждый спектакль мы сыграли восемь–десять раз в разных населенных пунктах. Народу собирается очень много: все знают, что будет очень интересно. Чего мы добились?
1. Дети вели яркую, интересную, доступную для понимания проповедь Православия. И, по самым скромным оценкам, каждый спектакль посмотрели 500–800 зрителей, что особенно важно, в том числе и в маленьких деревнях.
2. Мы получили не только работоспособный, но и престижный, уважаемый на всех уровнях (от властей до последних хулиганов) детский коллектив (о нас говорят по радио и пишут газеты).
3. Теперь от нас не уходят. Напротив, уже у многих девчонок и мальчишек тайная мечта – быть принятым в наш круг общения.

Вернемся к "проблеме мальчиков"

Девочки в 14 лет уходили от нас на дискотеки, потому что по возрастным особенностям и по современным реалиям теле-, видеосемей им необходимо общение с мальчиками, а воскресная школа не могла обеспечить им такое общение за неимением мальчишек. Таким образом мы пришли к осознанию того, что феминизация православных воскресных школ создает предпосылки саморазрушения, а значит, православное миссионерство на селе должно быть преимущественно мальчишеским, направленным прежде всего на мальчиков, – это не только привлечет юных прихожан, но и сохранит юных прихожанок в церковной ограде.
Итак, что нужно мальчикам? Мальчикам не подходит вышивка. И даже выпиливание не для всех. Нас как раз больше всего и волнуют те, которым выпиливание не интересно, которые уже через три-четыре года стали бы пугать прохожих на темных улицах. Куда они от нас уходят? Футбол, туризм...
К этому времени на приходе у нас в воскресной школе было шесть мальчиков – это дети прихожан и младшие братья учениц воскресной школы. Мальчики не были вовлечены в общую деятельность, не было настоящего мужского дела, а в хоре они терялись среди девчонок. Руководитель известного хора детей-сирот из поселка Саракташ Оренбургской области Лидия Ивановна Заикина при встрече нас надоумила: надо попробовать с мальчиками работать отдельно – у мальчиков совсем другие песни, да и по возрастным особенностям мальчикам и девочкам трудно заниматься вместе (не зря же в прежние времена школы были раздельные). Первое же выступление мальчиков на концерте ко "Дню инвалида" с солдатскими песнями имело большой успех и показало, что мы на правильном пути. К тому же мы вовлекли их в театральную деятельность, что сильно сдружило наших девчонок-мальчишек. Теперь мы уже имели сильный детский коллектив, уважаемый в детской среде. К нам потянулись мальчишки, которые хотели бы играть на сцене и петь солдатские песни. Весной на Пасху мы сознательно вернулись к теме Святой Руси. В спектакле "Русь – земля богатырей" главными действующими лицами были именно мальчики – былинные богатыри.
Сейчас от нас не уходят и мальчики. Наша воскресная школа стала кругом близких друзей с общей идеей и деятельностью. Мы не гонимся за численностью (сейчас сердцевина нашего коллектива – это около 20 ребят и столько же вокруг нас), но наши ребята заметны в селе. Это обычные дети, но намного лучше. Мы вместе молимся, вместе работаем, вместе отдыхаем, вместе ездим, вместе играем. Все знают, что у нас дружные ребята и у нас всегда интересно. Все конфликты, ссоры кончаются у креста и Евангелия в таинстве Исповеди.
Мы видим, как один сильный коллектив меняет обстановку во всем населенном пункте, и в этой связи возникают определенные предложения ко всем, занимающимся воспитанием, ко всем руководителям детских коллективов. К этим предложениям мы еще вернемся.
Теперь, уже имея сильный дружный детский коллектив, наша главная задача – не потерять этих мальчишек (девчонок тогда тоже не потеряем), и через три–пять лет наши храмы будут полны молодых людей и девушек, для которых Церковь – это не что-то отвлеченное и малопонятное, но Жизнь. Сейчас уже две наших воспитанницы – студентки, а еще несколько – старшеклассницы, и для них Церковь уже стала неотъемлемой частью жизни.

Воцерковление

Очень важной задачей сельской воскресной школы является воцерковление. Убедить детей без поддержки семьи, вопреки влиянию школы, по воскресным дням ходить в церковь – это очень трудно, практически невозможно. Слишком много соблазнов: хочется поспать в выходной день подольше, или в лес сходить, или погулять, или... ну мало ли что еще. А тут два часа стоять не шелохнувшись, почти ничего не понимая... Тем более хождение в церковь не в чести ни в школе, ни среди сверстников.
Мы считаем, что без церковных служб нам не воспитать наших детей достойными членами общества, ибо сама Церковь воспитывает лучше, чем любой родитель или педагог. Поэтому нам необходимо, чтобы наши воспитанники регулярно молились вместе с нами и прибегали к живительным Таинствам Церкви. Однако мы не поддерживаем обязательности посещения церкви по расписанию, как в Конаково, мы вообще против принуждения, так только детей разгоним и останемся с нулевым результатом.
Нужно убеждать детей, что жизнь христианина – это жизнь в Церкви, что тот, кто три недели не был в церкви, добровольно себя отлучает от благодати Церкви, что русский патриот, православный человек не может жить без Церкви. Убеждение – слишком слабый аргумент для слабовольных, избалованных "легкой пищей" – дискотеками и мультиками – подростков. Тем более что интеллектуальный уровень детей, у большинства из которых пьющие родители, весьма невысокий. Поднимать уровень интеллекта – это тоже наша задача, и с этим без церковных Таинств не справиться. А в Церкви дети просто расцветают. Мы видим в этих детях огромный творческий потенциал русского человека, если, конечно, они не пойдут по стопам отцов-пьяниц. Мы просто обязаны сохранить ребят в лоне Церкви ради будущего России.
И в этом к нам на помощь приходит созданный коллектив, в котором мы сами формируем систему ценностей. Каждому нашему воспитаннику скоро становится понятно, что, если он желает быть полноценным членом нашего коллектива, ему надо ходить в церковь, у нас так принято. Не обязательность посещения, а обязательное благоговение при каждом посещении храма, богослужения – то, к чему мы стремимся. Большое счастье православного педагога – сказать в сердце: "Се аз и дети, яже даде ми Бог", и наши дети дают нам это счастье.
Хотя, конечно, появляются новые проблемы. Как сохранить подростков в Церкви в течение нескольких лет, как укрепить коллектив? Детям необходимы игра, романтика, героизм (часто уличные хулиганы становятся таковыми именно в поисках опасностей, риска), и мы просто обязаны дать им такую возможность и наполнить ее нужной нам, полезной для общества воспитательной идеей... Об этом позже.
А сейчас мы подошли к очень важному этапу в нашей жизни.

Лагерь "Богатырская застава"

Из всего вышесказанного вытекает концепция нашего лагеря: лагерь "мальчишеский", то есть немного военизированный и обязательно с высокой патриотической идеей. В основе концепции лежит задача православной миссии – показать Православие не как свод законов, а как образ жизни, всю полноту и радость церковной жизни. Православная Церковь – это прежде всего любящая, заботливая мать, а православные верующие – это не собрание угрюмых людей и не только богомольные старушки, а молодые, жизнерадостные люди, с которыми интересно и надежно ("можно пойти в разведку").
Таким образом нам удалось сломать стереотипы мышления о Церкви и верующих у многих жителей "Богатырской заставы" (у учащихся нашей ладвинской воскресной школы ко времени лагеря этих стереотипов не было), построив сообщество, основанное на взаимной любви и взаимопонимании (в лагере жили 70 человек). Мы не проводили ни библейских часов, ни бесед о Православии. Но молитва и участие в Таинствах Церкви являются неотъемлемой частью жизни православного христианина, и они были обязательными в лагере. С Божией помощью удалось создать уютный мир. Лагерь "Богатырская застава" жил по методике коллективной творческой деятельности. Каждый день в лагере – яркий запоминающийся праздник, полный разнообразного творчества, с большими возможностями для самовыражения. Дети формулировали состояние в лагере словом счастье. По приезде домой, как свидетельствуют родители, подростки (даже мальчики!) продолжают молитвенную жизнь, как это было заведено в "Богатырской заставе", мамы с удивлением говорят о сыновьях, которые с гордостью, без стеснения носят православный нательный крест, а из режимных моментов для мальчиков "самым-самым" оказалось утреннее построение с поднятием Российского флага.
Мы считали главной задачей сформировать в процессе совместного творчества активную жизненную позицию, ориентированную на служение Богу, Отечеству и людям. Отрадно, что после лагеря наши воспитанники оправдывают наши надежды, являясь организаторами, "заводилами" интересных, полезных дел у себя в классах. Там, где творческая инициатива не подавляется педагогами, жизнь в классах заметно меняется. А что касается жизни нашего коллектива, то она значительно обогатилась: песни, игры, костры... – весь опыт "Богатырской заставы". Наши воспитанники очень выросли.
При составлении программы лагеря учитывались закономерности развития новообразованных случайных детских коллективов в процессе активной созидательной совместной творческой деятельности. О лагере можно говорить много – это, несомненно, огромная удача, аналоги которой нам неизвестны, существенно изменившая отношение к нашему приходу в районе. Еще предстоит проделать глубокий анализ лагерной смены, ее насыщенной программы, проанализировать феномен "Богатырской заставы", надолго покорившей сердца и детей, и взрослых.
Патриотизм и нравственность, активная жизненная позиция, неравнодушие – это те качества, которые необходимы не только православному, но и любому россиянину и должны быть ведущими мотивами в деятельности любого российского педагога.

Перспективы

На данном этапе наш долг – донести нашу позицию по вопросам патриотического и нравственного воспитания до как можно большего числа педагогов района (качественно новые взаимоотношения с районными властями в связи с лагерем этому способствуют). Дело в том, что мы на деле убедились, насколько даже один сильный коллектив меняет микроклимат в малом населенном пункте, устанавливая свои ценности в среде подростков. Однако другие детские коллективы пока не воспринимают всерьез нравственную и патриотическую идею. Нам видится в этом недоработка и недопонимание педагогов. Для изменения ценностей в подростковом сообществе одного патриотически настроенного коллектива недостаточно. Нравственная и патриотическая идея, бесспорно, могут стать общей идеологической основой для оздоровления села. Однако требуются некоторые усилия для разъяснения позиций и координации действий педагогов разных направлений в малом населенном пункте.
Пока воспитательная работа с подростками и профилактика правонарушений проводится в виде бесед, она (работа) малоэффективна, так как у них (подростков) существует свой мир, со своими ценностями, и они будут делать то, что принято у них. Сколько бы мы им ни говорили: "Курить нехорошо, воровать нехорошо...", но если на улице принято "с точностью до наоборот", то наши воспитательные беседы только "подольют масла в огонь", добавят романтику риска в нежелательные поступки.
Единственная возможность оздоровить микроклимат, избавиться от правонарушений, сохранить жизнь и здоровье детей, уберечь их от опасных шалостей, от преступлений – это создать "моду" на нравственность, благородство, патриотизм, чтобы правонарушители остались в одиночестве, а не в чести. Имея достаточное количество кружков, секций, этого довольно легко добиться, просто обратив внимание каждого педагога на столь желанные для мальчишек нравственные устои русского общества. Пусть мальчики-патриоты из спортивных секций станут грозой для хулиганов, пусть сила спортсмена будет направлена на защиту слабого. Пусть ребята из музыкальной школы станут образцом интеллигентности, нравственности и любви к отечественной культуре. Пусть ребята-туристы покажут пример знания и любви к святыням родного края. Дети с радостью отказываются от чуждых российскому сознанию западных стереотипов. Ведь вполне естественно для человека любить свою Родину, а нравственные устои у русского человека заложены глубоко в подсознании. Преступление – это нарушение нравственного закона, таким образом ломка менталитета, мировосприятия русского человека – основная причина стремительного роста преступности. Это хорошо понимают враги Отечества и через СМИ насаждают чуждую идеологию и антипатриотические настроения среди россиян.
Мы не строим иллюзий относительно быстрого взаимопонимания и взаимодействия со светскими коллективами, но видим возможность диалога по общим проблемам, например можно провести "круглый стол", где найти союзников среди неравнодушных педагогов. К сожалению, таких не очень много, может быть, все еще мешает страх, насажденный за долгие годы гонений на Церковь, все еще где-то в подсознании таится образ "врага-церковника", или глубокие разочарования последних десятилетий, после которых трудно кому-нибудь поверить, или недостаток мудрости и дальновидности... У нас есть опасения, что нежелание сотрудничать с Церковью у некоторых педагогов – это нежелание признать результативность православной педагогики и оправдание собственной бездеятельности невозможностью что-либо изменить в современном обществе. Педагог на то и педагог, чтобы вне зависимости от влияния семьи и улицы заложить в воспитаннике желаемые качества и жизненные ориентиры.
Церковь и школа имеют общие воспитательные задачи: растить высоконравственное, патриотически настроенное, здоровое и умное поколение. Сотрудничество принесет огромную пользу нашему Отечеству.
Надеемся на понимание и поддержку нашей деятельности со стороны властей, тем более что можно довольно быстро получить хороший результат без особых материальных затрат. Одновременно мы намерены развивать свою сеть кружков и секций с патриотической направленностью, привлекая к работе с детьми заинтересованных лиц.
В настоящий момент мы видим задачу православной миссии в сельской местности не только в распространении учения Православной Церкви, но и в возрождении деревни на основе традиционных для России, то есть православных, нравственных устоев.

Священник Андрей МАЗАЕВ,
матушка Елена МАЗАЕВА,
пос. Ладва, Карелия
Фото А. Степанова

TopList