ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА

В чем счастье педагога?

Православная миссионерская педагогика в сельском приходе

Особенности сельского прихода

Пять лет назад, приехав на сельский приход, мы обнаружили полное отсутствие методической литературы по православной педагогике в сельской местности при достаточном количестве и качестве литературы на данную тему в городских условиях. Очевидно, что специфика села, тем более в молодом приходе, иная, чем даже в небольшом городе (например, Конаково). Теперь для нас стали понятны причины отсутствия литературы и сформулированных методик – это занятость священников и некоторые особенности сельской интеллигенции. Конечно, городские священники не менее заняты, но сельский батюшка один, и если он самоотверженно служит на приходе, то у него нет ни времени, ни сил на анализ своей работы и теоретизирования. Священник на селе – специалист широкого профиля. Сельская интеллигенция имеет недостаточный образовательный и интеллектуальный уровень и смелость для воцерковления. В городе, при наличии нескольких священников и православной высокообразованной интеллигенции, возможности для анализа наработанных методик и их реализации значительно шире. Поэтому попытка анализа ситуации в нашем приходе быть может будет кому-нибудь полезной.
В круг обязанностей сельского священника входят:
1. Богослужения.
2. Совершение треб, причем на очень большой территории, так как в большинстве населенных пунктов нет церквей и нравственный долг священника – не оставлять паству без попечения.
3. Строительство или восстановление церкви при полном отсутствии средств и благотворителей на селе.
4. Миссионерство, то есть проповедь вне храма: не секрет, что в лоно Церкви чаще всего приводит горе. Мы обязаны выходить навстречу ищущим Бога, но колеблющимся.
5. Нельзя также терять контроль над проникновением различных опасных теорий, практик и вероучений. Известна агрессивность сектантских новообразований, и нам недопустимо медлить и давать возможность им разворачивать свою деятельность. В конце 90-х они, гонимые из городов, особенно стараются проникнуть и закрепиться на селе. При пассивности священника гибельные учения легко находят последователей. Но легче предупредить болезнь, чем потом лечить ее. Достаточно эффективный отпор, сопротивление в виде широкого информирования населения быстро охлаждает пыл сектантских проповедников. Подобная деятельность сопряжена с неприятностями, запугиванием судами (дальше запугиваний сектанты не идут) и разборками, но очень действенна, когда опирается на российские законы.
6. Особая область служения священника – различные благотворительные программы и акции. При современном уровне жизни благотворительность на селе требует много сил и забот.
Трудно даже перечислить те области деятельности, в которых сельский священник должен быть специалистом. Священник на селе, как, впрочем, и в городе, нуждается конечно же в помощи, нужны молодые, преданные Церкви образованные люди.

Проблемы сельской интеллигенции

Успех православной миссии на селе состоит не в общем количестве прихожан, а в количестве прихожан молодых и образованных. Атеистов в настоящее время почти нет, практически все сельское население исповедует Православие, с огромным уважением относится к Церкви и к священнику. Нам уже казалось, что вот-вот эти православные начнут наполнять храм, и вот тут-то мы столкнулись с тем, что сельская интеллигенция, даже понимая и принимая веру, как правило, в храм не идет (конечно, есть и исключения). Почему так происходит?
Для постижения основ православного вероучения необходима или простота сердца, или очень высокий образовательный и интеллектуальный уровень, каковые на селе практически не встречаются. После десятилетий атеизма и запрета на инакомыслие каждый, пришедший во вновь открытый храм, если он вдруг решится пожертвовать своим драгоценным временем, обречен быть осмеянным и дома, и на работе (вплоть до наказаний: чтобы не выделялся). Общественное мнение создает почти непреодолимый барьер. И только скорбь помогает перешагнуть порог храма человеку, проникнуться благодатью Церкви. Поэтому именно трагедии, беды, горести приводят молодежь со "средненьким" образованием в лоно Церкви.
К сожалению, внутри Церкви для молодых семей возникает новое труднопреодолимое искушение – "ревностные" бабушки, которым "дети мешают молиться". Увы, многие не выдерживают требований "стражей порядка" и приводят своих малышей только ко Причастию, да и то как можно реже.

Мы видим, что задача воцерковления сельской молодежи трудноразрешима, и если приход имеет намерение расти и развиваться, то необходимо как-то решать поставленные проблемы. Для становления и развития молодого прихода необходимо выработать стратегию – долгосрочную программу решения данных проблем.
Итак, сельская интеллигенция в храм не идет. Можно пригласить в помощь молодому приходу городскую церковную молодежь. При авторитетном священнике это несложно. Мы знаем многих, кто с радостью пожил бы и потрудился в нашем приходе и стал бы примером для селян. Однако, это возможно только при поддержке и понимании со стороны властей, так как необходимы помещения для длительного проживания – своего рода православная гостиница. Не зря же, еще не восстановив полностью монастырские храмы, насельники возрождающихся обителей в первую очередь строят гостиницы для паломников и трудников. Храмы можно восстановить только всем миром. А невозможность проживания православных паломников в сельском приходе создает некоторую изоляцию прихода от православного мира. К сожалению, власти никак не понимают этого и не возвращают Церкви хотя бы малую часть отобранной у нее собственности.
Во время переговоров с властями, не ожидая скорых результатов, которые весьма и весьма зависят от личности руководителя, необходимо предпринимать свои шаги. Более надежный и независимый от настроений властей путь (хотя и длительный) – вырастить свою православную интеллигенцию, для которой жизнь прихода будет своей жизнью, а его проблемы станут своими. Это и есть основная задача православной миссии на селе. То есть очевидный факт: дети в церкви – это наше будущее, будущее прихода.

Откуда в сельской церкви дети?

Поначалу мы питали иллюзию, что дети постепенно, один за другим будут приходить в храм и оставаться в нем. Их будет все больше и больше. Однако вскоре нас ждало разочарование. Ребенок заглядывал в церковь, удовлетворял свое любопытство, и на этом все кончалось, о воцерковлении и речи не было.
Откуда в церкви возьмутся дети? В городе их приводят родители. На селе в молодом приходе дети идут в церковь сами, по своей тяге к новому, необычному, стремлению к чистому и возвышенному. Если в городе возможно какое-то время не афишировать среди одноклассников и педагогов все еще советской школы свое посещение храма и таким образом избежать бестактных расспросов и насмешек, по крайней мере отсрочить их до более полного воцерковления семьи, то в деревне это невозможно: даже разовое посещение церкви с исповедью и Причастием назавтра же становится известным всей деревне. Далеко не каждый способен понести такой подвиг исповедничества.
Попытки влиять на детей через школу остаются безуспешными, встречают интенсивное сопротивление со стороны администрации школы. Все, чего нам удается добиться, – это поставить заслон для деятельности сект и всевозможных развращенцев в школах прихода. Однако, защитив детей, мы не имеем возможности вести разъяснительную работу среди них и приводить православных по крещению к полноценной церковной жизни.

Православный детский коллектив на селе

Отсюда возникает необходимость создания детского православного коллектива, который защитит воцерковляющихся детей в условиях непонимания со стороны родителей, школы и сверстников. Городская воскресная школа обычно объединяет детей из воцерковляющихся семей и имеет своей целью не только преподать объем знаний, но и создает православным детям соответствующий круг общения и, таким образом, решает проблемы подросткового воцерковления – ребенку трудно быть не таким, как все. Таким образом, городская воскресная школа помогает православной семье, а семья поддерживает воскресную школу. В этом случае создание коллектива совсем не обязательно, важно просто познакомить православных детей друг с другом. А в дальнейшем дети будут встречаться за богослужением при семейных посещениях церкви. (Такая практика нам знакома не понаслышке.)
Задачи сельской воскресной школы значительно шире: создание детского православного коллектива "себе подобных", тем более что все дети учатся в одной школе. Восполнение нецерковности и неинтеллигентности семьи и, естественно, совместное воцерковление. Иными словами, сельская воскресная школа – одновременно и образовательное учреждение, и круг очень близких друзей, и семья, в которой священник – добрый и строгий отец, а коллектив, в свою очередь, позволит создать в среде детей определенную систему ценностей. Хорошо, если у священника своих детей много, тогда они помощники в миссии и их личные качества (общительность, доброжелательность) играют свою огромную роль.
Исходя из вышесказанного, основная задача – создать коллектив, комфортный для ребенка. Для этого мы с первых же занятий использовали методики коллективной творческой деятельности, наполняя их нужным содержанием. Не вдаваясь в подробности методических тонкостей (интересующиеся без труда найдут соответствующий педагогической опыт вне Церкви), надо сказать, что методики работают прекрасно (дети-то и не догадываются, что мы их не только просто любим, а мы с ними работаем по определенным программам). В итоге мы получаем (и очень скоро) комфортный детский коллектив, в котором очень хорошо не только детям, но и нам.

Проблемы

Но были и проблемы. Немало детей приходило "на любовь да ласку", чтобы просто поживиться, а по возможности и обворовать. Это причиняет огромную боль. Мы принципиально не каждый раз поили детей чаем или давали какие-нибудь подарки, чтобы не формировать потребительское отношение, не "заманивать", но часто устраивали праздники с чаепитиями и сюрпризами.
Дети, которых мы очень любили, от нас уходили: девочки в 14 лет – на дискотеки, а мальчики в 10 лет – на футбол или в туризм, или не выдерживали девчоночьего коллектива (точнее говоря, к этому плохо, с насмешками относились сверстники-мальчишки). К проблеме мальчиков в приходе мы еще вернемся.
Каждый уход был для нас не только болью, но и информацией к размышлению: чего им не хватает? Ведь мы же видим, что им хорошо. Такие девочки-мальчики сразу перестают здороваться, при встрече отводят взгляд, еще недавно светившийся радостью, как бы чувствуя свою вину, предательство. Встретиться с нами взглядом было свыше их сил. Хотя посещение воскресной школы – дело сугубо добровольное: хочешь – ходи, не хочешь – не ходи, мы не упрекнем, но совесть... Так почему же они все-таки уходят даже вопреки голосу совести?

Деятельность

Коллектив не может жить без деятельности. Точнее говоря, коллектив рождается только в процессе совместной деятельности. Мы стали привлекать детей к миссионерским поездкам по приходу, на Рождество, например, наши дети ходили (и сейчас ходят) "славить Христа". Также мы начали возить их в окрестные деревни и в детские дома на рейсовом автобусе с праздничными представлениями. Результат: дружба в общем деле, общие впечатления и некоторые преимущества перед другими детьми – кому не хочется поездить в хорошей компании, тем более в сельской местности возможности для поездок детей очень ограниченны. Причем, что немаловажно, детское миссионерство – неоценимая помощь в проповеди Православия.
Вскоре у девочек, а их тогда было подавляющее большинство, появилась потребность петь. Так родился хор. Попытка привлечь преподавателя со стороны (даже за оплату) не увенчалась успехом. Так хором стала руководить наша тогда еще 14-летняя дочь. Теперь у нее уже трехлетний стаж руководителя детского хора со множеством гастролей районного значения. Хор тоже очень украшал праздничные концерты. Детский коллектив без взрослого руководителя пел духовные песнопения в двух-трехголосном исполнении.

Театральная студия

Им с нами хорошо, и все равно они почему-то уходят. Тут мы подошли к пониманию, что детский православный коллектив на селе должен быть не только комфортным, не только расширять возможности детей, не только делать общее дело. Он должен быть престижным среди детей, в их кругах. Мы вернулись к разработкам протоиерея Бориса Ничипорова и наконец-то с ним согласились, на личном опыте убедившись, насколько важно ребенку быть значимым не только в своем узком кругу, но и быть членом авторитетной в обществе группы. Так в православной педагогике возникает совершенно неправославное понятие – престижность. То есть коллектив не узкокелейный, не веселая компания, но коллектив, который "звучит" в их детской среде. Футбол и карате – звучит, турсекция – звучит, какой-нибудь рэп-данс – звучит, а православная воскресная школа – не звучит. В современном обществе есть определенные стереотипы, связанные с Православной Церковью и православной воскресной школой. Неудобно как-то друзьям сказать – засмеют. Так вот, мы не вправе сказать подростку: значит, друзья плохие, меняй друзей. Мы должны "звучать" не хуже. И дело не в названии, а в роде деятельности.
Трудно сказать, что теоретическое осмысление поспевало за событиями. Просто мы работали исходя из нужд и потребностей наших детей, нашего прихода. Конечно же, и это осознание пришло через детей. Мы уже сказали о детской помощи в миссионерской практике в деревнях прихода, им, безусловно, это дело было по душе – нравится играть на сцене, нравится ездить по разным местам. Публика на селе непритязательна. Но мы ощутили, что можем лучше, чем "сойдет для сельской местности". Тут нам оказался очень кстати наш удачный опыт по коллективной творческой деятельности и овладению соответствующими методиками. Нам очень помог молодой талантливый режиссер, который за время репетиций принял православную веру и крестился.
После первой удачи мы почувствовали, как изменилось отношение к нашему коллективу среди детей. Мы поняли, что теперь мы не имеем права обманывать ожиданий нашего зрителя и просто обязаны показать что-нибудь не хуже прежнего. Так, за неполных два года мы поставили пять спектаклей, очень разнообразных по тематике, но безусловно православных. Очень украшает спектакли обилие музыки. То, что мы не можем сказать сами, нам помогает договорить духовная музыка. Сценарии мы писали сами исходя из состава исполнителей. Но каждая новая постановка имела вполне определенную педагогическую задачу для коллектива. Ведь дети не могут просто играть – они проживают, вживаются в роль и в предложенный сюжет.

Спектакли

Рождество Христово 1999 года мы встретили спектаклем "В Рождественскую ночь..." по мотивам народных сказок о Рукодельнице и Ленивице. Этот спектакль рассказал об основных христианских добродетелях: вере, смирении, незлобии и др. и о рождественском чуде как награде за терпение. Конечно, наша рождественская история сильно отличалась от всех родственных сказок. Самым главным чудом и основной наградой кроткой падчерице стало не наказание злых и ленивых родственников, а искреннее раскаяние и желание исправиться у последних. Доброе сердце христианина не желает никому погибели, но всем – спасение в вере и любви. Это была наша первая большая удача, удостоившаяся внимания прессы.
На Пасху 1999 года мы поставили спектакль "Русь называют святой". Само название говорит, что главная тема постановки – тема Родины. Именно патриотическую идею должны мы были донести до своего зрителя, а главное, для наших воспитанников – артистов. Спектакль родился из состава исполнителей. Поскольку в то время у нас играли почти только девочки (по крайней мере в главных ролях), значит, идет война, а все богатыри либо убиты, либо в плену. Неужели Русь погибнет, если некому ее защищать? Простая девушка покорила сердце молодого царя словами: "Жена и мать должна растить сыновей – защитников Родины". В основу сюжета легла небольшая сказка "Царица-гусляр", рассказывающая о самоотверженной русской женщине. Главные слова прозвучали в конце: "Пока живут на земле такие женщины, не погибнет Святая Русь".
Спектакль "Слово “мама” дорогое..." мы посвятили всем матерям, с любовью и благодарностью. Премьера его состоялась в октябре 1999 года в День пожилых людей. Очень трогательная история о заповеди Божией почитать своих родителей, о силе материнской любви никого не оставила равнодушным, многие в зале плакали. И так было на всех выступлениях. Детям спектакль говорил: "Любите, берегите, никогда не бросайте свою маму". Молодых мам предостерегал: "Лелей дитя, и оно устрашит тебя", а пожилых утешал: "Молитва матери со дна моря вытащит". Рефреном звучал духовный стих: "Если мать еще живая, счастлив ты, что на земле есть кому, переживая, помолиться о тебе..."

К зиме заметно вырос и окреп младший состав воскресной школы, и уже нельзя было использовать молодой творческий состав только в массовых сценах. К Рождеству 2000 года появился большой спектакль "Волшебная сказка" по мотивам одноименной повести Лидии Чарской о детях конца XIX века. Воспитательная задача этой постановки – не только включить всю массу девочек и мальчиков в сценическое действие, но перенести современных подростков в атмосферу прошлого века с дамами и кавалерами, с манерами и церемониями, с православным мировосприятием. Наши ребятки, которым негде услышать учтивое слово, играли юных княжон, баронов, графов и генеральш. Наши мальчики и девочки, играя в бал прошлого века, в несколько пар танцевали на сцене менуэт. Конечно, им пришлось поработать над собой, внутренне подтянуться, чтобы войти в сценический образ. Немаловажной была и основная мысль спектакля: волшебная сказка не в роскоши и богатстве, а в семье, среди близких, где царят мир и любовь. Младший состав прекрасно справился со всеми детскими ролями, а старшие великолепно сыграли взрослых.
После "Волшебной сказки" юным артистам можно было уже доверить любую роль. Поскольку в составе исполнителей появилось достаточно мальчиков, мы посчитали важным вернуться к теме Руси, к теме защиты Отечества. Спектакль "Русь – земля богатырей" был поставлен по мотивам русских былин и посвящен 55-летию Великой Победы. Сюжетные линии былин с трудом узнавали даже опытные филологи, поэтому всем было интересно. Для нас было принципиально важно, чтобы образ, воплощаемый на сцене, для юного артиста стал образцом поведения, поэтому ребята младшего возраста не играли отрицательных ролей, но только русских людей. Старшие, как более стойкие и испытанные, играли басурманок-великанш. Мы использовали существенную разницу в росте между возрастными группами наших воспитанников. Получился очень своеобразный эффект. По отзывам зрителей, в спектакле видна была не только Древняя Русь, но и злободневные проблемы современной России. Остро и понятно звучала тема Чечни в басурманском лукавстве, в простодушии и благородстве русского воина и самоотверженности русских матерей. Пустота идолопоклонства, язычества была с блеском осмеяна старшими исполнительницами. Спектакль получился очень красивым, в нем было место и смеху и слезам, но главное, он рождал в душе чувство гордости за свою православную Родину. Интересная деталь: за время репетиций (каждый спектакль требует не менее 20 репетиций) наши юные богатыри оставили навязанную телевизором привычку драться ногами.
Следующая педагогическая задача в театральной деятельности нашего коллектива уже поставлена, но об этом пока рано говорить. В творческом процессе могут быть всякие неожиданности, и пятикратный успех не дает гарантий от дальнейших неудач.

Статья подготовлена при поддержке строительной компании «ОЛИМП». Если вы решили приобрести квартиру в экологически чистом микрорайоне, то оптимальным решением станет обратиться в строительную компанию «ОЛИМП». Перейдя по ссылке: «новостройки Долгопрудный от застройщика», вы сможете, не отходя от экрана монитора, ознакомиться с более подробной информацией о покупки квартиры. В строительной компании «ОЛИМП» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Окончание в следующем номере
Священник Андрей МАЗАЕВ,
матушка Елена МАЗАЕВА,
пос. Ладва, Карелия
Фото А. Степанова

TopList