ПАНОРАМА ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ

Сохранить основы

Доклад министра образования РФ В.М. Филиппова
на X Международных Рождественских
образовательных чтениях

Ваше Святейшество!
Ваше высокопреосвященство!
Уважаемые участники Рождественских чтений!

В десятый раз мы собираемся на Рождественские образовательные чтения. Думаю, есть все основания для того, чтобы рассматривать десятилетие Рождественских чтений как заметную веху в жизни общества, развития просвещения в России.
Рождественские чтения были учреждены Русской Православной Церковью в переломный период в истории нашего государства. Это было время коренных политических перемен, острого социального и экономического кризиса, когда настроение власти и народные тяготы заслонили цели и ценности образования. Но голос Церкви был тогда услышан, он вызвал отклик в душах и делах множества людей – как верующих, так и сочувствующих, как простых, так и власть имущих. Прошедшие годы доказали, что учреждение Рождественских образовательных чтений явилось мудрым и своевременным. И в этом большая заслуга их вдохновителя – Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Здесь также большая заслуга организаторов. Но прежде всего – вас, тех многолетних участников слушаний, которые, возвращаясь на свои места учебы, работы, проживания, на практике реализовали благородные идеи православного просвещения.
Многим памятно, что уже первые встречи на чтениях были отмечены возвышенной надеждой на то, что их участникам удастся внести свой вклад в возрождение духовно-нравственных устоев в России.
Позвольте от имени российского образования (а в нем 40 миллионов – тех, кто учится и кто учит) выразить глубокую признательность Русской Православной Церкви, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II за организацию Рождественских образовательных чтений.
Сегодня очевидно, что нравственные болезни века отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, но в первую очередь – на детей и молодежь. Чтобы избежать этих болезней и оградить от них молодое поколение, мы должны руководствоваться принципами, которыми руководствовались наши великие просветители: любовью к ближнему, любовью к Родине, мудростью и усвоением многовекового опыта нравственного просвещения и процветания народа.

И Церковь, и государства осознают сегодня, что задачи просвещения и духовно-нравственного воспитания должны пронизывать и подчинять себе всю нашу образовательную систему.
Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным отмечено: "Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве и о национальном суверенитете".
Можно отметить, что в последние годы государство в ряде своих нормативно-правовых актов, в первую очередь в принятой в 2000 году Национальной доктрине образования, вернуло положение о том, что, цитирую, "государство обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности".
Как известно собравшимся, на пороге нового 2002 года, в преддверии светлого праздника Рождества Христова, Правительством России утверждена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Этот документ подытожил многолетние дискуссии о путях развития обучения и воспитания подрастающих поколений. Образно говоря, он вернул государство в сферу образования, восстановил подвергавшийся непростым испытаниям союз государства и общества в деле просвещения молодежи. Это событие заключает в себе значительный духовно-нравственный смысл. И вот в чем он состоит.
Первое. Воспитание рассматривается в Концепции "как первостепенный приоритет в образовании". Цитирую конкретнее решение Правительства России: "Воспитание должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – это формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания и духовности".
Второе. Именно образование, а не только те или иные экономические либо политические цели и ценности, признано в новом документе основой и предпосылкой дальнейшего развития общества и государства, каждого российского гражданина.

Третье важное положение принятой Правительством России Концепции модернизации российского образования. "Мы не должны и не будем слепо копировать какие-то западные модели образования. Мы должны сохранить основы, принципы фундаментальности и духовности нашего образования. Нельзя разрушить многовековые, благотворные традиции отечественной школы, сложившейся в том числе, и даже во многом, под благотворным влиянием Русской Православной Церкви".
Предстоит, напротив, сохранить и развить лучшие традиции российского образования. В этом, в частности, и заложен глубокий смысл вроде бы незначительного отличия терминологии, отличие принятой "модернизации образования" от предлагавшейся многими реформы российского образования. Ибо реформа означает "коренное изменение существующего положения вещей". Модернизация же означает "осовременивание". Для построения новой России в условиях становления новой экономики и нового общества очевидно назрели изменения в системе образования – необходимы изменения и адаптация образования для ответа на вызовы развития как российского, так и всего человеческого сообщества.
Концепция носит не отвлеченный характер, а прямо и непосредственно определяет образовательную политику государства. Президентом России, Правительством Российской Федерации определены следующие основные направления модернизации российского образования.
Первое – расширение доступности образования. Способные дети – дети, которые хотят и могут учиться, должны обязательно иметь равные возможности получать хорошее школьное и высшее образование, вне зависимости от их места проживания и вне зависимости от возможностей кошелька их родителей.
Второй приоритет Концепции модернизации образования – это качество образования. Ибо в последние годы невниманием к школе, невниманием к Учителю, мы стали снижать качество обучения, заставляя детей и родителей в массовом порядке прибегать к репетиторству и различным платным курсам. За прошедшее десятилетие появилось, и даже широко распространилось, некачественное высшее образование в многочисленных частных вузах и в некачественно работающих филиалах вузов...
Всего этого не должно быть. У нас есть все возможности уже в ближайшие годы резко повысить качество и восстановить авторитет российского образования в мире.
Практическая весомость нового документа подтверждается тем, что уже в 2002 году консолидированные расходы в стране на образование впервые за столетие, впервые за всю историю российского государства превысили затраты на оборонные нужды. Это, конечно, прорывное событие, оно свидетельствует о реальной переоценке ценностей в высшем эшелоне российских государственно-политических кругов.

Разумеется, как и все дела человеческие, Концепция модернизации образования несет на себе печать своего времени. Но важно отметить, что впервые за многие последние десятилетия на государственном уровне принята всеобъемлющая программа развития образования, достаточно взвешенная и реалистичная. По многим проблемам Концепция не содержит однозначных решений, а предполагает проведение масштабных социально-педагогических экспериментов, внимательное изучение последствий предлагаемых новшеств, их оценку с позиций соответствия интересам личности, общества и государства.
Большая заслуга в выработке столь дальновидного подхода к развитию просвещения в нашей стране принадлежит Президенту России Владимиру Владимировичу Путину, Государственному Совету Российской Федерации. Многомесячные труды комиссии Госсовета, внимательное рассмотрение подготовленных ею предложений главой государства, консультации, проведенные Президентом России с деятелями просвещения, способствовали учету многообразных интересов нашей учащейся молодежи, широкой педагогической и родительской общественности, а также взглядов ученых и потребностей различных социальных, национальных и конфессиональных групп населения.
В настоящее время Министерством образования Российской Федерации, органами управления образованием на местах развернуты работы по определению конкретных мероприятий, направленных на реализацию вновь принятого государственного документа. Предлагаю Российской Православной Церкви включиться в эту работу. Думаю, что мы сможем не только найти новые точки соприкосновения, но и продвинуться к более действенному сотрудничеству в деле просвещения молодежи.
Недавно, чуть более месяца назад, Министерством образования были подведены итоги реализации Программы развития воспитания в системе образования России за три года и одобрена Программа развития воспитания детей и молодежи на 2002–2004 годы.

Программа определила цели, задачи и направления организации воспитания в системе образования на ближайшие три года. Заложен основательный фундамент для дальнейшего развития системы воспитания, а самое главное – удалось привлечь к этой проблеме широкий круг всех, кто трудится на ниве образования, – педагогов, ученых, родителей; удается изменить отношение к воспитанию как к чему-то второстепенному в образовательных учреждениях. Мы возвращаемся к старым, а точнее, вечным истинам, которые, например, были сформулированы старцем Глинской пустыни Порфирием:
"Богатые средства воспитания должны противодействовать растлению человеческой природы, усовершенствовать ее, отсекать недостатки, дурные привычки и склонности, облагораживать нравы и чувства, пробуждать и раскрывать силы духа".
На что мы должны ориентироваться в реализации основных направлений развития воспитания в системе образования в ближайшие годы?
Прежде всего это формирование единого, общегосударственного, а не только ведомственного, например только образовательного, подхода к воспитанию детей и молодежи; предстоит воссоздать единое воспитательное пространство по месту учебы и проживания детей и молодежи.
Думается, что Рождественские чтения могут стать определенным, важным этапом в формировании такого единого воспитательного пространства, сближения и соработничества государства и Церкви в главном деле – воспитании человека.
Таким образом, педагог сегодня имеет все необходимые концептуальные основания для работы в области духовно-нравственного воспитания.

Велико обаяние нравственной свободы, достижимой только через отречение от многого. Немногим посильна деятельность одинокая. Немногим доступны высшие ступени жизни созерцательной. Но люди, мучимые потребностью отдавать себя без остатка служению Богу и ближнему, всегда были, есть и будут. Нет более полного сочетания этих двух служений, чем христианское учительство, то учительство, которое не полагает своим трудам ни меры, ни конца...

Сергей РАЧИНСКИЙ

Вместе с тем, зачастую препятствием является неготовность многих педагогов духовно воспитывать подрастающее поколение. Этому пока явно недостаточно учат в институтах, на курсах повышения квалификации – разрушив старую идеологию, мы не смогли системно предложить ничего нового.
Нередко педагоги не могут раскрыть духовный потенциал, заключенный в предметах школьной и вузовской программ. Особенно это относится к отечественной истории и литературе, так как именно здесь современная система образования только приступила к освоению богатейшего наследия мировой культуры, в том числе наследия православной педагогики.
Поэтому одна из важнейших задач – духовно-нравственное воспитание самих педагогов, а более всего – организация их самосовершенствования для решения насущных задач образования.
Еще в XIX веке святитель Филарет Московский (Дроздов) писал, что "воспитывать нужно прежде самих учителей. Притом наставниками и педагогами должны быть у нас не иностранные учителя, а свои, отличающиеся чистотой нравов, благородством, пламенной любовью к Отечеству".
Но радостно отметить, что сегодня есть немало педагогов и целых коллективов, осознавших силу традиционных нравственных ценностей Отечества, благодаря чему эта плеяда педагогов смогла воспитать людей нравственно крепких, деятельных, способных противостоять разрушению.
В этом процессе особое значение приобретают учебные пособия по нравственному воспитанию. Например, "Симфония", написанная современным педагогом-нравоучителем Иоанном (Масловым). Книга издана в рамках Федеральной программы учебного книгоиздания в 2000 году и рекомендована Министерством образования России для образовательных учреждений всех типов как "книга для учителя по духовно-нравственному воспитанию".

Особая проблема – подготовка молодежи к семейной жизни. Чем старше ребенок, тем более сложный характер приобретает проблема воспитания, особенно в тех случаях, когда в семье отсутствуют духовно-нравственные основы. Поэтому во взаимоотношениях между родителями и детьми нередко назревают или открыто проявляются конфликты. Отсюда во многом проблема "дети и улица". Поэтому так важно, чтобы воспитание в семье основывалось на традиционном для России нравственном фундаменте.
Решая эти и другие задачи, мы обязаны ни на минуту не упускать из виду тот непреложный урок, который двадцатое столетие дало нашему обществу. Мы на горьком опыте убедились, что без духовно-нравственной составляющей образования и всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, гибнет культура, вырождается наука. Как оказалось, без духовности прекращается прогресс, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии. На нынешнем этапе обновления российской системы образования мы обязаны сделать все необходимое, чтобы в нашей школе был обеспечен приоритет воспитания, чтобы образование молодежи всегда опиралось на развитие ее добродетелей и созидательных качеств. Неоценимое значение в этом имеет тесное взаимодействие с Русской Православной Церковью, которое мы намерены и впредь всемерно укреплять.
И если государственная власть и Церковь будут совместно ревностно заботиться о нравственном просвещении народа и ступень за ступенью вести его к духовному совершенствованию, тогда справедливы будут и для нашего времени слова Патриарха Антиохийского Макария, сказанные им о России в XVII веке: "Бог даровал русским великое благоустроенное государство, которого они достойны за то, что все заботы их духовные, а не телесные".
Конечно, очень плохо пишут современники о молодежи. Вот как они характеризуют современную молодежь (цитирую):

1. "Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством, не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат родителям".
2. "Я утрачу всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна".
3. "Эта молодежь растлена до глубины души, молодые люди злокозненны и нерадивы, никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашей культуры".

Вот так. Но дело в том, что первая цитата принадлежит Сократу (470 г. до н.э.). Вторая цитата принадлежит Гесиду (720 г. до н.э.). А третья цитата обнаружена на глиняном горшке развалин Вавилона около трех тысяч лет назад. И если выросшее после этого, сидящее в зале "молодое" поколение ныне 60–70-летних людей – это не потерянное поколение, то и нам нельзя опускать руки. Ибо, как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, "от воспитания новых поколений россиян зависит будущее страны. Воспитывать человека – значит определять судьбу нации".

Фото Аллы Андриановой

TopList