Публикация произведена при поддержке компании «Баркос» - установка и продажа кондиционеров в Москве. Если Вы хотите по выгодной цене заказать высококачественный монтаж кондиционера или сплит системы, то больше не надо вводить в поисковые интернет систем такие запросы, как «установка кондиционера в Москве цена», и тратить время на выбор достойного предложения из сотен результатов выдачи. Обратившись в компанию «Баркос», вы получите услуги опытных профессионалов, которые произведут монтаж, диагностику или техническое обслуживание Вашего кондиционера любого типа и производителя. Узнать больше о предложении компании «Баркос» можно по адресу http://www.barkos.ru/

УЧИМСЯ ПРАВОСЛАВИЮ

НУЖНО ХРАНИТЬ БЛАГОДАТЬ КРЕЩЕНИЯ

Чем отличается крещение Иоанново от крещения Христова?

Фото Евгения Крылова Фото Евгения Крылова

В Неделю перед Богоявлением Святая Церковь напоминает нам о том, как явился в пустыне Иорданской святой Иоанн Креститель, который проповедовал покаяние, призывая к вере в грядущего Христа, совершая крещение в воде над исповедавшими грехи свои. Он говорил, что Идущий за ним сильнее его и будет крестить Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11). Эти слова Предтечи Господня о совершаемом им крещении и предстоящем Христовом крещении побуждают нас поразмыслить над тем, чем отличается крещение Иоанново от крещения Христова, которое приняли мы.
Как видно уже из слов самого Иоанна Крестителя, главное отличие состоит в том, что крещение Иоанново не приобщало крещаемого к Духу Святому, как крещение Христово. Ведь святой Иоанн был лишь Предтечею, провозвестником благодати, которую должен был дать людям Христос. Предтеча Господень стоял на грани между Ветхим и Новым Заветами, между законом и благодатью, был как бы посредником между ними. Воспитанный на ветхозаветной праведности, он был и проповедником ожидаемой благодати Христовой. Закон же Моисеев не давал благодати: закон Моисеев дан бысть, благодать же и истина Иисусом Христом бысть (Ин. 1, 17). Правда, и закон не совсем чужд был благодати, так как письмена его были начертаны Тем же Духом Святым (Ис. 63, 11; Чис. 11, 17 и далее), потому закон сам по себе был духовен (Рим. 7, 14).
Еще более Духом Святым были исполнены слова пророков. Но то были начатки Духа (Рим. 8, 23), слабое еще Его веяние, так как более полному вселению Его препятствовали грехи людей. Так сказал Бог о людях пред потопом: Не может Дух Мой пребывать в человецех сих, зане суть плоть (Быт. 6, 3). Но тогда не совсем лишились люди дыхания жизни (Быт. 2, 7), веяния Духа Святого, носившегося изначала над первозданным веществом и оживотворявшего его (Быт. 1, 2). Ведь "Святым Духом всяка душа живится". Однако веяние Его становилось все слабее, все менее ощутительно. И не потому, что Бог, гневаясь на грехи людей, не хотел даровать им Духа Своего, а потому, что люди, падшие от греха, не хотели и не могли вместить Духа Святого. По той же причине они, узрев в лице Христа Самого Бога во плоти, не приняли Его, кроме небольшого остатка избранных (Ин. 1, 11, 14).

Зачем же нужно было крещение Иоанново, если оно не сообщало благодать? Оно имело значение подготовительное, подготовляло к принятию крещения Христова. Такое подготовительное значение имел и вообще весь ветхозаветный закон Моисеев, как говорит апостол, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою (Гал. 3, 24). Все в законе было образом, тенью грядущего Христа (Евр. 10, 1). Тень же, напоминая собою очертания отображаемой ею вещи, подготовляла к принятию самих вещей, к явлению Самого Христа. Подготовлял закон к принятию Христа и иным образом. Как тень будущих вещей, закон не имел сам по себе силы животворить (Гал. 3, 21). Эта сила была лишь в самом теле, отбрасывавшем тени законные, то есть во Христе (Кол. 2, 17).
Закон говорил со всею ясностью, что должен человек делать для угождения Богу, для спасения души, и через это всякое отступление от закона делало человека более виновным (Рим. 7, 5–13) пред Богом, так как сознательное нарушение закона подлежит большему взысканию, чем несознаваемое (Лк. 12, 47–48). Ясно сознавая требования закона, человек с еще большею напряженностью ощущал свое бессилие исполнить закон, от которого, влекомый страстями, отступал на каждом шагу. Он чувствовал, как каждое отступление усиливает гнев Божий, долги греховные растут ежедневно, ежечасно, а сил расплатиться, загладить их – нет. И некуда уйти от лица Божия, согласно сказанному издревле: Куда пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там, сойду ли в преисподнюю, и там Ты (Пс. 138, 7–8). Подобное состояние духовного бессилия и безысходности своего положения возбуждало в людях томительное ожидание Его и подготовляло их к принятию Его.

* * *

Как надо мною совершили
Обряд крещения святой,
Тогда на грудь мне положили
Мой милый крестик золотой.

Он с той поры мне стал защитой,
Он с той поры всегда со мной,
И на груди моей, сокрытый,
Всегда блистает крестик мой.

Грудь от страдания теснится,
И льются слезы из очей,
Душа к Всевышнему стремится...
И я целую крестик мой.

На милость Бога уповаю
Я с чувством веры и любви,
Нигде свой крестик не снимаю:
Молюсь пред ним я и в пути.

Ему вручаю все желанья
С младенчества, всю жизнь мою,
Чтоб сохранял от нареканья
Он душу бедную мою.

Когда и дни мои прервутся,
Пробьет час смерти роковой,
Навек глаза мои сомкнутся,
Со мною будет крестик мой!

И на пути моем загробном
Светиться будет предо мной,
С крестом прейду пред вражьей силой:
Мой крестик будет мне стеной!

И пред Творцом, Владыкой мира,
Предстану я с своим крестом
В скорбях, в слезах и в покаяньи,
Свидетель будет крестик мой!

* * *

Как дивны дела Твои, Боже!
Как мир Твой безбрежно велик,
Как я перед ним ничтожен...
Вся жизнь моя в вечности – миг!

Но миг этот с вечностью связан,
И вечности я не боюсь:
В нее я вступить обязан,
И с нею, как капля, сольюсь.

И все мы, как брызги седые,
Блеснем – и опять в океан,
В блаженную вечность мы внидем
И славить Творца будем там.

Схиигумен САВВА

Как весь закон имел подготовительное значение, так и крещение Иоанново. Оно было как бы завершением тех омовений, которые так многочисленны были в Ветхом Завете, и от внешней чистоты вели к взысканию внутренней чистоты сердца (Пс. 50, 12), не очищая сами по себе сердце и совесть (Евр. 9, 9–14), лишь приуготовляли верою в грядущего Христа. Многократны и многообразны (Евр. 1, 1) были ступени подготовления человечества к величайшему событию – явлению Бога во плоти. Крещение Иоанново было как бы последней подготовительной, переходной ступенью к Крещению Христову, которое должно было сделаться дверью в Царствие Христово.
Крещение Христово было не тенью и образом. Оно на деле сообщало Духа Святого, утраченного человеком через падение, как и Христос при крещении исполнился Духа Святого не в меру (Ин. 1, 32; 3, 34). Вода осталась и здесь, как в крещении Иоанновом, ради того, что тело требовало уврачевания вместе с духом, но это вода не плоть лишь омывающая, а вода жизни (Ин. 4, 10). "Погружения ради иже к Богу наш восход бывает. Чудесна дела Твоя, Господи". До Христа человек, в крещении Иоанновом, не мог воспринимать Духа Святого по причине поврежденности грехом. Теперь Христос сообщает крещаемым и Духа Святого, возрождая через крещение самую природу человека, делая ее способной к восприятию Духа: Не вливают вина молодого в мехи ветхие, а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи и сберегается то и другое (Мф. 9, 17). Так нельзя было вливать новое вино, Божественную благодать Духа Святого, в мехи ветхие падшей природы человеческой, поврежденной, расслабленной долговременным служением греховным застарелым навыкам, обратившейся в ветхого человека (Еф. 4, 22). Но когда природа падшего человека была обновлена Христом, возрождена Его благодатию, сообщаемой в крещении, то она сделалась новыми мехами, способными безвредно воспринимать новое вино, Христом даруемое.
Восстановление поврежденной падением природы человеческой Христос совершил через свои страдания, смерть и воскресение, через которые дал нам силу распять ветхого нашего человека (Рим. 6, 6), умереть греху (ст. 2), чтобы, спогребшись Христу крещением, ходить в обновленной жизни (Рим. 6, 4). Поэтому лишь после страданий и воскресения Своего Христос дал повеление апостолам: идите, научите вся языцы, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19).

Предтеча Господень говорил, что Христос будет крестить Духом Святым и огнем (Ин. 3, 11). И так как он, подготовляя людей к этому крещению, неизменно требовал покаяния, то и предсказал, что крещение Христово будет водное, слезное, покаянное и огненное. Первоначально преподает Христос крещение водою и Духом. Через это водное крещение человек возрождается в новую жизнь, духовную, и получает прощение грехов даром, без предварительных трудов и подвигов. Конечно, крещение сохраняет всю спасительную силу для тех, кто хранит благодать его со всею тщательностью, как бы сосуд с многоценной жидкостью, которую легко утратить, разбив сосуд. Блаженны те, которые сохранили благодать крещения. Они ровно идут путями жизни Христовой, восходят от силы в силу (Пс. 83, 8), возрастая постепенно и незаметно, как незаметно для человека совершается и его телесный рост. Конечно, и такие не без греха, ибо "несть человека, иже жив будет и не согрешит", но их прегрешения – легкие отступления от путей Христовых, скоро исправляемые покаянием, не отнимающие благодати крещения. Сколько было святых Божиих, которые с детства сохранили благодать крещения, не осквернив одежду крещения вторыми сквернами, новыми добровольными грехами, совершаемыми после прощения первых грехов, сделанных до крещения.
Не таковы обычные люди – грешники. У них благодать крещения омрачилась, замерла, совсем утратилась, будто они и не были крещены. Они совсем забыли о разных событиях малосознательного детства. В христианское сознание с возрастом не приходили, жили по влечению житейских страстей, свойственных людям мира сего, язычникам (Мф. 6, 32; Лк. 12, 30). Для них необходимо иное крещение, не водное, которое едино (Еф. 4, 5), а слезное покаяние, таинственное разрешение от грехов данной на то Христом служителям Церкви Его власти (Мф. 18, 18; Ин. 20, 22–23).
Через таинство Покаяния обновляется в человеке благодать крещения. Снова облекается он в одежду праведности Христовой, полученную в крещении, а через Причащение Святых Таин восполняет происшедшее от жизни греховной оскудение жизни по духу во Христе, воспринимая эту жизнь от Христа, как ветвь от Лозы (Ин. 15, 1). Так покаяние делается для человека вторым крещением. Не повторением крещения, а обновлением благодати крещения, которая не покидает даже великих грешников и отступников до тех пор, пока не утратили они способность к обновлению покаянием. Только без покаяния благодать крещения в таковых остается бездейственной, как бы мертвой.
Горе тем, кто постоянной нераскаянностью ожесточил свое сердце, сделал его неспособным к покаянию! Для таковых остается только крещение огнем (Мф. 3, 11).
Крещение огнем соединяется с крещением водным, слезным, поскольку Дух Святый в крещаемом водой попаляет скверну греха, воспламеняет огонь любви к Богу, огонь мук совести в покаянии. Такое крещение огнем спасительно, как и огонь обычный может быть живительным, необходимым для поддержания жизни, хотя при неправильном употреблении убийствен для живых существ. Ангелы, пламенеющие огнем любви к Богу, не только не терпят вреда от подобного воспламенения, а напротив, ощущают непрестанный приток Божественной жизни и соединенного с нею блаженства.
Крещение огнем спасительно для человека и тогда, когда возжженный Богом огонь жизненных страданий очищает дух человека, как золото в горниле (Мф. 20, 22–23; Лк. 12, 49–53). Но для грешника, в сердце которого перестал гореть огонь любви Божественной, совсем утратилось покаяние, самая способность к нему, прикосновение огня Божественного становится болезненным, мучительным, как для демонов. Бог для них становится Огнем поедающим (Евр. 12, 29; Втор. 4, 24). Это крещение огнем конечным, каковым крестит Христос лишь нераскаянных грешников, окончательное отделение пшеницы от плевел, которые обречены на сожжение огнем неугасимым (Мф. 36, 12).
Как должны мы хранить благодать крещения водного! Кто тщательнее будет хранить ее, тому менее горьки будут слезы покаяния, избежит он терзаний совести, подобных терзаниям в геенне огненной. Кто не утратил еще способность омываться слезами покаяния, тому менее нужды очищаться огнем страданий. Крестится огнем бед жизни земной. Слезами покаяния угашается и пламя геенны, ожидающей грешника. Спускаясь через жизнь во грехе все ближе к погибельной пропасти, пусть человек всячески хранит последнюю преграду, еще задерживающую его падение, – способность к покаянию. Пусть с ужасом бежит от ожесточенной нераскаянности, которая устраняет последнюю спасительную преграду. И тогда остается для человека лишь падение к бездну огня вечного.

Тверь, 4 января 1932 г.
Священномученик ФАДДЕЙ (Успенский)

TopList