УЧИМСЯ ПРАВОСЛАВИЮ

ОТКРОВЕНИЕ БОЖИЕ В КРАСКАХ

Окончание. См. № 42 за 2001 г.

Иконография Богородицы

Если внимательно просмотреть Православный церковный календарь, то можно заметить, что на большинство дней года приходится чествование чудотворных икон Божией Матери. Это свидетельство не только особого почитания Богородицы, не только особой роли Ее как Заступницы перед Господом за сирых и странных, скорбящих и обидимых, но и свидетельство многообразия Богородичной иконографии. Но, как и в иконографии Спасителя, здесь также выделяются три основных типа: "Умиление", "Путеводительница" и "Молящаяся" ("Оранта", "Великая Панагия", "Знамение").

Умиление (Елеуса)

В этом типе иконографии представлена не просто бытовая сцена взаимного ласкания матери и ребенка – это взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление всечеловеческого греха. Это соединение земного и небесного, выраженное сопряжением нимбов и взаимоприкосновением двух ликов; это Христос и Церковь Христова, в которой Богородица представляет Собой совершеннейшую из всех рожденных на земле людей.
Иконографический тип "Умиление" или "Елеуса" (с греч. – Милующая) восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.
Характерной особенностью этой иконографии является соединенность ликов Спасителя и Богородицы.
Из икон типа "Умиление" наиболее известны:

Владимирская икона Божией Матери;
Донская икона Божией Матери;
икона "Взыграние Младенца";
икона "Взыскание погибших";
икона "Достойно есть";
Игоревская икона Божией Матери;
Касперовская икона Божией Матери;
Корсунская икона Божией Матери;
Почаевская икона Божией Матери;
Толгская икона Божией Матери;
Феодоровская икона Божией Матери;
Ярославская икона Божией Матери.

Путеводительница  (Одигитрия)

Грузинская икона Божией Матери. XVII в. Церковь Троицы в Никитниках. Москва Грузинская икона Божией Матери. XVII в. Церковь Троицы в Никитниках. Москва

 

Путь истинный – путь ко Христу. Об этом говорит жест правой руки Богородицы, Которая указывает нам на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке и опирающегося на свиток – Закон. Христос как Глава Церкви, как Законодатель, благословляет всех идущих путем совершенствования.
Изображение Богоматери на иконах типа "Одигитрия" (с греч. – Путеводительница), как и в типе Умиление", – поясное, но встречается огрудное и в полный рост.
Наиболее известные иконы этого типа:

Влахернская икона Божией Матери;
Грузинская икона Божией Матери;
Иверская икона Божией Матери;
икона Божией Матери "Троеручица";
икона Божией Матери "Скоропослушница";
Казанская икона Божией Матери;
Козельщанская икона Божией Матери;
Смоленская икона Божией Матери;
Тихвинская икона Божией Матери;
Ченстоховская икона Божией Матери.

 

Молящаяся (Оранта, Великая Панагия, Знамение)

Богоматерь Великая Панагия (Оранта). Кон. XII – нач. XIII в. Богоматерь Великая Панагия (Оранта). Кон. XII – нач. XIII в.

Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется "Оранта" (с лат. – Молящаяся). Такие изображения в полный рост по древней традиции помещают в конохе – верхней части алтаря.
Фигура Божией Матери, изображенная в полный рост с Богомладенцем, именуется "Великая Панагия", что означает "Всесвятая".
Поясные изображения икон типа "Великая Панагия" в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться "Знамение". Одно из значений славянского слова знамение – чудо. И действительно, изображение Младенца Христа на лоне Богородицы – это символ самого величайшего чуда, чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело. Слово знамение родственно славянскому глаголу знаменаю – созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери – как символ молитвы; Младенец Христос в круге – как символ Евхаристии; поручи на руках Божией Матери – символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю.
Наиболее распространенные иконы этого типа:

икона Божией Матери "Знамение" Курская;
икона Божией Матери "Знамение" Новгородская;
икона Божией Матери "Нерушимая Стена";
икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша";
Курско-Коренная икона Божией Матери;
Мирожская икона Божией Матери;
Никейская икона Божией Матери;
Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери;
Царскосельская икона Божией Матери;
Ярославская Оранта.

Деление Богородичной иконографии, равно как и иконографии Спасителя, на три основных типа весьма условно и служит всего лишь ориентиром в огромном мире православной иконописи.
Так, например, среди икон Богородицы можно еще выделить изображения Царицы Небесной на престоле, которые называются Панахранта (греч. Всемилостивая), где сидящая Божия Матерь держит на коленях Младенца Христа. (Наиболее известные иконы: Кипрская, Печерская, Псково-Покровская, "Державная").
Агоисоритисса
(с греч. – Заступница) – икона из деисусного чина иконостаса – изображает Богородицу без Младенца, обращенную вправо и держащую свиток в руке.
Иконы "Умиление" Серафимо-Дивеевская, "Огневидная", Филермская и др. представляют своего рода "портретный вид" иконографии Божией Матери.
Наконец, иконы "Неопалимая Купина", "Живоносный Источник", "Нечаянная Радость" особые композиции, в которых все же прослеживаются некоторые типологические признаки.

Основные элементы иконографии Богородицы

1. Нимб, в отличие от нимба Спасителя, не содержит вписанный крест.

2. Мафорий (с греч. – накидка) – верхняя одежда замужних женщин в виде плаща. Мафорий Богородицы с 474 года находится во Влахернском храме Богоматери в Константинополе.

3. Поручи – деталь богослужебного облачения; в иконографии Божией Матери – символ сослужения всей Церкви в лице Богородицы Небесному Архиерею – Христу.

4. Звезды на мафории имеют два значения: во-первых – это символ непорочности Приснодевы "до рождества, в рождестве и по рождестве", а во-вторых – символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение Второй Ипостаси Святой Троицы – Бога Сына.

5. Надпись MR OU – сокращение слов "Матерь Бога", а IС CС – сокращенное именование Спасителя.

 

Иконография ангелов

Ангел-хранитель. Икона XIX в. Москва Ангел-хранитель. Икона XIX в. Москва

Ангелы (с греч. – вестник) – существа, одаренные бессмертием, свободой воли, высокими способностями и могуществом. Ангелы – бесплотные духи и поэтому для людей невидимые. Тем не менее имеется развитая иконография ангельских чинов. Как изобразить то, что недоступно нашему физическому зрению? Возможно ли это сделать живописными средствами? Ответ однозначен: да.
Изображение ангелов на иконах – набор символов, которые передают не внешний вид, а идею ангелов как посланцев Божиих: крылья – символ быстроты и всепроникновенности; посох – символ посланничества; зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) – символ дара предвидения, которым наделил ангелов Бог; тороки (развевающиеся ленты в волосах) – символ особого слушания Бога и послушания воле Его; облик прекрасного юноши – символ совершенства. Возникает вопрос: правомочна ли именно такая изобразительная символика и есть ли для нее основания? Ответ дает Священное Писание.
Святой Дионисий Ареопагит, внимательно изучив все места Ветхого и Нового Заветов, где есть упоминание об ангелах, их явлениях людям, и обобщив все эти сведения в книге "О небесной иерархии", выделяет девять ангельских чинов: серафимы, херувимы, престолы как отмеченные наибольшей близостью к Богу; далее – господства, силы, власти и, обращенные непосредственно к человеку, – начала, архангелы и ангелы.
Иконографический канон предусматривает изображения только тех ангельских чинов, описания которых есть в Священном Писании, как, например, в книге пророка Иезекииля и в Откровении святого Иоанна Богослова.
Исходя из этих текстов и сложилась иконография следующих ангельских чинов: серафимы изображаются шестикрылыми, херувимы – четырехкрылыми, престолы – в виде колес со множеством глаз на ободьях – ...и плеща их исполнена очес... (Иез. 1, 18). (Изображения высших ангельских чинов представлены на иконе "Спас в силах". Изображения ангелов можно увидеть и на иконах Божией Матери, а также на иконах двунадесятых праздников. – Авт.)
Изображения архангелов занимают особое место и в храмовой росписи, и на переносных иконах, и в иконостасе.
Фигуры архангелов Михаила и Гавриила, ангелов-хранителей изображаются и в полный рост, и по пояс, и оплечно.

Иконография святых

Святые – это люди, стяжавшие особую благодать, люди, очищенные от греха и преображенные.
В иконографии святых можно условно выделить следующие типы изображений: пророки, мученики, святители, преподобные, блаженные (юродивые) и праведные.

Святые пророки

К пророкам относятся святые люди, которые по внушению Святого Духа предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетовании Мессии.
В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого изобранничества Божия; на головах – пророческие шапочки (например, у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона; изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Пророки одеты в хитон и гиматий, на плечах некоторых (пророк Исаия) милоть – накидка из овчины. Последний из пророков, возвестивший: ...покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2) – и воочию узревший свершение всех пророчеств о Спасителе – Иоанн Предтеча, иконография которого весьма разнообразна. Его изображают в одежде из верблюжьего волоса или в хитоне и гиматии; распространена икона "Ангел пустыни", где Иоанн Креститель имеет крылья за спиной – символ чистоты его бытия, как пустынножителя. На этой иконе святой пророк Иоанн Предтеча держит в руке собственную отсеченную голову, что является образным выражением Божественного дара предвидения.
Фигуры пророков чаще всего изображаются по пояс и в полный рост.

Святые апостолы

Преподобный Андрей Рублев. Апостол Павел. 1420-е гг. Преподобный Андрей Рублев. Апостол Павел. 1420-е гг.

 

Апостолы (с греч. – посланник) – провозвестники слова Божия, распространители Благой вести, посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли.
Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг голов; одежды апостолов – хитон и гиматий. На иконах первоверховного апостола Петра можно увидеть связку ключей, которая означает совокупность церковных таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 18, 19).
Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн – среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал богодухновенный текст своему ученику Прохору.

Равноапостольные – святые, особенно прославившиеся обращением народов в христианскую веру и жившие в последующие за первыми апостолами времена. Их изображения имеют в основном ту же иконографическую символику; отличия могут быть в изображениях одежды, которая характерна для своего времени и народа. Часто в иконографии равноапостольных святых появляется изображение креста – символа крещения и спасения от вечной смерти.

 

 

Святые мученики

Мученица Галина. Икона. XX в. Москва Мученица Галина. Икона. XX в. Москва

Мученики – святые, прославленные Церковью за мученическую смерть, принятую за веру. Существуют две стороны мученичества: во-первых, мученики свидетельствуют о явлении Бога Слова во плоти и о победе над вечной смертью; во-вторых, мученики, следуя за Христом, как бы повторяют его искупительную жертву. Христос – первообраз мученичества, засвидетельствовавший собственной Кровью Спасение рода человеческого.
Мученики (от святого первомученика Стефана (Деян. 7) до новомучеников нашего времени) – продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест. Он изображается в руках святого и является и символом апостольского благовествования, и символом жертвенности. С радостью отдавая земное бытие взамен бытия небесного, мученики становятся соработниками Самому Христу. В иконографии мучеников используется красный цвет – как образное выражение страдания за веру. Красные одежды мучеников – символ не царственного достоинства, а пролитой крови. (Вообще символика цветов в иконографии весьма разнопланова и требует особого рассмотрения. К примеру, можно сказать, что синий цвет на иконах – цвет небесной чистоты и непорочности; зеленый – цвет умиротворенности и напоенности всего животворящим дыханием Святого Духа; белый и охристый – своего рода синонимы золота. – Авт.)
Христиане, открыто исповедовавшие свою веру, претерпевшие за это гонения, мучения и пытки, но оставшиеся в живых, именуются исповедниками. Начиная с VI века исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельстовали христианскую веру.

 

Иконография святителей

Святители – священнослужители, которые своей святой жизнью и ревностным пастырским служением осуществляют Промысл Божий о Церкви как о теле Христовом. К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.
На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении: на голове может быть митра – особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя (чаще всего святителей изображают с непокрытой головой. – Авт.); саккос – верхняя одежда, знаменующая багряницу Спасителя; на плечах – омофор – длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа, без него он не имеет права совершать богослужение. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.
Святители изображаются с книгой в левой руке; правая рука – в благословляющем жесте.
Фигуры святителей могут быть в полный рост и по пояс; оглавные изображения встречаются крайне редко.

Преподобные

Преподобные – святые из монашествующих. Монашеская аскеза – особый вид следования за Христом, предполагающий полный отказ от всех мирских привязанностей. Основа монашеского подвига – пост и молитва как путь богопознания и стремления к жизни в Боге. Но монашество не средство только личного спасения. "Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи". Эти слова Преподобного Серафима Саровского указывают на то, что многотрудный монашеский подвиг бывает отмечен особыми дарами Божиими, пользуясь которыми подвижник ведет ко спасению всех своих духовных чад.
Преподобные изображаются в полный рост и по пояс, в монашеском облачении; правая рука – в именном благословляющем перстосложении; в левой может быть развернутый или, чаще всего, скрученный свиток; характерная деталь иконографии преподобных – четки – символ монашеского молитвенного труда.
Фоном для икон этого типа может служить панорамное изображение обители, в которой подвизался святой.
Стоящими на столбах изображаются святые преподобные столпники, избравшие для себя этот вид крайней аскезы как способ удаления от мира и сосредоточения на непрестанной молитве.
Часто на иконах (это относится ко всей иконографии святых) встречается изображение благословляющей Десницы Господней, Самого Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и архангелов. Фигуры могут быть одиночными, а бывают и многофигурные композиции, называемые "икона с избранными святыми". Одиночные фигуры изображаются в окружении житийных клейм – отдельных сюжетов из жития святого.

Блаженные (юродивые)

Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее не взирая на лица обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства, и покаяние – вот основные черты подвига юродства, являющегося полноправным путем к святости.
Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах. Обязательный элемент иконографии святых юродивых – нимб. Фигуры могут изображаться как в полный рост, так и по пояс.
Фоном часто случит панорама города, где жил святой, обители или церкви.

Святые праведные

Праведный Иоанн Кронштадтский. Икона XX в. Праведный Иоанн Кронштадтский. Икона XX в.

Праведные – святые миряне, то есть люди, жившие в миру и не имевшие монашеского или духовного звания. (Исключение составляет святой праведный Иоанн Кронштадтский, который был священником – представителем белого (женатого) духовенства. – Авт.) Будучи семейными людьми, они удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.

Праотцы – первые праведники в человеческой истории. Это ветхозаветные патриархи, а также праведные Иоаким и Анна – родители Божией Матери, и обручник Богородицы – праведный Иосиф.
Праотцы прообразовательно участвуют в истории спасения человечества, являясь по плоти предками Иисуса Христа, а в плане духовном они – пример соединения праведности жизни с предвидением грядущего освобождения от вечной смерти.
На иконах патриархи изображаются со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотец Ной иногда изображается с ковчегом в руках.
Основной богословский смысл всей иконографии святых – победа над грехом, а следовательно, и над вечной смертью, спасение и вхождение в Царство Небесное. По словам святого Иоанна Дамаскина, "святые и при жизни были исполнены Святого Духа, когда же скончались, благодать Святого Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах, и с фигурами, и со святыми иконами их, – не по существу, но по благодати и действию".

Иконостас

Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, – сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала Церковь византийская, окончательно сформировавшийся в Русской Церкви к XVI веку, не столько послужил зримым отображением основных событий всей Священной Истории, сколько воплотил идею единения двух миров – Небесного и земного, выразил стремление человека к Богу и Бога к человеку.
Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов, или рядов, или, по-другому, чинов.

Первый – праотеческий, располагается в самом верху, под крестом, венчающим весь иконостас. Это образ Церкви Ветхозаветной, еще не получившей Закон. Праотцы (от Адама до Моисея) текстами на своих свитках пророчествуют о грядущем Мессии. В центре этого ряда икона "Троица Ветхозаветная" – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона "Гостеприимство Авраама" (или "Явление Аврааму у дуба Мамврийского"), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это Договор, заключенный Богом с человеком.

Второй ряд – пророческий. Это Церковь, получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от Которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона "Знамение", изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Четвертый, деисусный (или деисисный), чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном Суде. В центре – икона "Спас в силах", представляющая Христа как грозного Судию всего мироздания, слева и справа – изображения Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

В следующем, местном, ряду расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от царских врат), далее, на северных и южных вратах, – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за южными вратами. Над царскими вратами помещается икона "Тайная Вечеря" как символ таинства Евахристии, и на самих вратах – "Благовещение" и изображения святых евангелистов (иногда помещают иконы Василия Великого и Иоанна Златоуста – создателей Божественной литургии).

Домашний иконостас
Местоположение. Подбор. Размещение икон

Преподобный Геннадий Костромской Преподобный Геннадий Костромской

Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что, чем больше священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.
Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.
Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятий дома как жилища, как материальной основы православной семьи.
Дом мой домом молитвы наречется (Мф. 21, 13) – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств. Дом же является продолжением храма, но только продолжением его; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.
Тем не менее иконы в доме обязательно должны быть. В достаточном количестве, но в разумных пределах.
В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища – в красном углу – обязательно имелась полочка с иконами или целый домашний иконостас. Икона была не просто семейной реликвией, передававшейся из поколения в поколение, но и духовным центром, объединяющим всех членов семьи, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены, через покаяние, все взаимные претензии и обиды и достигнуто полное единение всех предстоящих перед иконой.
Конечно, за время, когда понятие "красный угол" активно вытеснялось словосочетанием "красный уголок", во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.
У живущего в современной городской квартире православного христианина нередко возникают вопросы: как грамотно разместить иконы? Какие иконы необходимо иметь в доме? Должны ли иконы быть только писаными или можно использовать и репродукции? На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ, отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

Где разместить иконы? В свободном и доступном месте. Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни. Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, но если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери, то можно использовать южную, северную и западную стены жилища. Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. Для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.
Выбирая место для домашнего иконостаса, необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений, и соединять их вместе не следует.
Также нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера; статуэтками, панно из различных материалов и т.п. Украшением иконостаса могут быть живые цветы, веточки вербы, а большие, отдельно висящие иконы могут, согласно традиции, обрамляться полотенцами.
Не должно быть между иконами картин, репродукций картин и фотографий (имеются в виду фотографии людей. Не путать с цветными фотографиями икон. – Авт.). Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, являет нам мир духовный, тогда как фотография (пусть даже человека впоследствии прославленного как святого) и картина (даже на религиозный сюжет) показывают нам мир телесный, материальный. Такие изображения в доме, конечно, должны быть, но размещать их следует в стороне от икон. Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой Земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме повествовали о предметах серьезных. Развешивались эти изображения, естественно, в стороне от божницы.

Какие иконы иметь дома? Обязательно – икону Спасителя и икону Божией Матери. Изображения Господа Иисуса Христа, как свидетельство Боговоплощения и Спасения рода человеческого, и Богородицы, как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как "Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим", необходимы для православного христианина. Из иконографии Спасителя для домашней молитвы обычно выбирается поясное изображение Господа Вседержителя, а из Богородичной иконографии – иконы типа "Умиление" или "Одигитрия". Конечно, если памятной датой для семьи являются дни чествования каких-либо икон, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери "Знамение", то целесообразно иметь в доме именно эти иконы, так же как и образы святых, имена которых носят члены семьи.
Тем, у кого есть возможность иметь в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской. В традициях русского Православия укрепилось и особое почитание святителя Николая, иконы которого имеются почти в каждом православном доме. Среди изображений пророков можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных апостолов Петра и Павла. Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеимона. Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых евангелистов, святого Иоанна Предтечи, Архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.
Выбор икон для дома всегда индивидуален и зависит от многих условий, как внешних, так и внутренних. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи, и именно к нему или любому другому священнослужителю стоит обратиться за консультацией.
Теперь по поводу репродукций икон и цветных фотографий с них. Иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества. Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения. А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

Итак, место для икон определено, подобраны и сами иконы. Как их разместить? В какой последовательности? Есть ли на этот счет строгие устные требования? В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.
Так, например, если иконы развешаны бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желание все изменить, что отвлекает от молитвы.
Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов. Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе).
Если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, то ее можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей.
При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.
Верх домашнего иконостаса желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей. Во время молитвы перед иконами должна возжигаться лампадка, а в праздники и воскресенья она может гореть и в течение дня.
В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещается, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону. А так как православная семья молится перед едой, то икона нужна и на кухне.
И последнее. Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации? Такую икону, особенно освященную, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением. Икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. И следует знать: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.
Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой. Глазами святых Своих взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

© Сергей АЛЕКСЕЕВ,
Санкт-Петербург

TopList