ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА: ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД

РОСИЮ СПАСЛА ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА

В Смутное время начала XVII века судьба России напрямую зависела от того, выстоит ли Троице-Сергиева Лавра в неравной борьбе против польско-литовских интервентов

Р’СЃРµ СЂСѓСЃСЃРєРёРµ православные люди знают Рѕ Троице-Сергиевой Лавре. Основанная РІ XIV РІ. великим святым земли Р СѓСЃСЃРєРѕР№ преподобным Сергием, обитель является сокровищем нашей Церкви. Р’Рѕ РґРЅРё тяжелых для Р РѕРґРёРЅС‹ испытаний РѕРЅР° всегда была нравственной РѕРїРѕСЂРѕР№ народа Рё государства. Патриотическое служение Лавры особенно СЏСЂРєРѕ проявилось РІРѕ РґРЅРё Смутного времени, которое переживало наше государство РІ начале XVII РІ. Р’ октябре (РїРѕ РЅРѕРІРѕРјСѓ стилю) 1998 Рі. исполнилось 390 лет СЃРѕ РґРЅСЏ начала знаменитой шестнадцатимесячной (сентябрь 1608 Рі. – январь 1610 Рі. РїРѕ старому стилю – здесь Рё далее даты РїРѕ старому стилю) РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ обители РѕС‚ отрядов польско-литовских интервентов Рё СЂСѓСЃСЃРєРёС… изменников. Думается, что РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ непростой ситуацией, сложившейся ныне РІ нашем отечестве, весьма своевременно будет напомнить нашим читателям основные события этой славной РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹. (Главный источник, РёР· которого нам известны подробности осады Троице-Сергиева монастыря, – "Сказание Авраамия Палицына". Р’Рѕ время осады РёРЅРѕРє Авраамий нес послушание келаря обители Рё пребывал РІ РњРѕСЃРєРІРµ. РќРµ будучи сам лично свидетелем описанных РёРј событий, РѕРЅ изложил РёС… СЃРѕ слов непосредственных участников РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ монастыря.)

Осада Троице-Сергиевой Лавры РІ Смутное время. РҐСѓРґ. Милорадович. 1894 Рі. Осада Троице-Сергиевой Лавры РІ Смутное время. РҐСѓРґ. Милорадович. 1894 Рі.

Началом Смутного времени стал октябрь 1604 Рі., РєРѕРіРґР° РІ пределы РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ государства вступило РІРѕР№СЃРєРѕ Лжедмитрия I, поддерживаемого Польшей Рё Католической Церковью. Этот самозванец выдавал себя Р·Р° младшего сына Иоанна Грозного Димитрия, который РІ действительности РїРѕРіРёР± РІ детстве РІ Угличе. Самозванец выступал как настоящий царевич Димитрий, будто Р±С‹ спасшийся РѕС‚ смерти. Неожиданно скончался царь Борис Годунов. Его сын Феодор РЅРµ СЃРјРѕРі удержать власть РІ СЃРІРѕРёС… руках. РћРЅ был свергнут Рё СѓР±РёС‚ сторонниками Лжедмитрия. (Слева РѕС‚ паперти Успенского СЃРѕР±РѕСЂР° Троице-Сергиевой Лавры находится усыпальница, РІ которой погребены царь Борис (РІ иночестве Боголеп), его СЃСѓРїСЂСѓРіР° царица Мария Рё дети Феодор Рё Ксения (РІ иночестве Ольга). Ксения Годунова была РІ Троице-Сергиевом монастыре РІРѕ время осады. Сохранились ее РїРёСЃСЊРјР°, написанные РІ это время.) Самозванец вступил РІ РњРѕСЃРєРІСѓ, венчался РЅР° царство Рё удалил РІ ссылку святого патриарха Иова, РЅРµ признавшего его истинным царевичем. Лжедмитрий окружил себя поляками, которые вели себя вызывающе, оскорбляли национальные Рё религиозные чувства СЂСѓСЃСЃРєРёС…. 17 мая 1605 Рі. РІ РњРѕСЃРєРІРµ вспыхнуло восстание, РІРѕ время которого самозванец был свергнут СЃ престола Рё СѓР±РёС‚. Царем стал РєРЅСЏР·СЊ Василий РЁСѓР№СЃРєРёР№, Р° РЅР° патриарший престол вступил святитель Ермоген – великий СЂСѓСЃСЃРєРёР№ патриот Рё РїРѕР±РѕСЂРЅРёРє Православия.
Однако воцарение Василия Шуйского не положило конец смуте. Против него началось мощное восстание во главе с Болотниковым, охватившее поначалу южные районы страны. Затем Болотникову удалось дойти до подмосковного села Коломенское, но здесь некоторые его приспешники переметнулись на сторону Василия Шуйского, что позволило царским войскам перейти в наступление. Особенно отличился племянник царя, юный князь Михаил Скопин-Шуйский. Восстание было подавлено, но желаемый мир в стране не наступил.
Р’ РёСЋРЅРµ 1607 Рі. РІ Стародубе появился новый самозванец, вошедший РІ историю РїРѕРґ именем Лжедмитрия II. Через РіРѕРґ РѕРЅ был уже возле РњРѕСЃРєРІС‹ Рё разбил лагерь РІ селе Тушино, РёР·-Р·Р° чего его стали называть "тушинским РІРѕСЂРѕРј". РќРѕ овладеть РњРѕСЃРєРІРѕР№ самозванец оказался РЅРµ РІ силах. Его отряды, состоявшие РёР· поляков, СЂСѓСЃСЃРєРёС… изменников Рё авантюристов разных национальностей, бродили РІРѕРєСЂСѓРі РњРѕСЃРєРІС‹, грабя Рё РїСЂРёРІРѕРґСЏ окрестные РіРѕСЂРѕРґР° Рє РїСЂРёСЃСЏРіРµ "царю Дмитрию". Наибольшую добычу тушинцы рассчитывали получить РЅР° территориях, расположенных Рє северу РѕС‚ РњРѕСЃРєРІС‹, которые РЅРµ были разорены РІ начале смуты. Ими были заняты Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Ярославль, Вологда. Оккупанты-инородцы без стеснения грабили храмы Рё монастыри, РІ чем РёРј РЅРµ уступали Рё СЂСѓСЃСЃРєРёРµ изменники. РџРѕ словам Авраамия Палицына, разорение, которое потерпели православные церкви РѕС‚ СЃРІРѕРёС… же предателей, можно сравнить разве что СЃ разорением идольских капищ святым князем Владимиром. Р’ храмах затворяли СЃРєРѕС‚, РІ алтарях питали РїСЃРѕРІ, священнические облачения шли РЅР° самое РЅРёР·РєРѕРµ употребление. Монахов Рё священников пытали, домогаясь СЃРѕРєСЂРѕРІРёС‰, Р° потом предавали смерти.
Положение царя Василия Шуйского в Москве было очень тяжелым. Видя вокруг измену и будучи не в состоянии своими силами дать отпор самозванцу, царь решил обратиться за содействием в Европу. Князь Михаил Скопин-Шуйский был послан вести переговоры со шведами о помощи.

Враг у стен обители

Предполагаемое изображение Авраамия Палицына. Рисунок. Государственный Исторический музей. Предполагаемое изображение Авраамия Палицына. Рисунок. Государственный Исторический музей.

В этот период (как, впрочем, и всю историю России) Троице-Сергиев монастырь являлся важнейшей опорой законной власти. Настоятель архимандрит Иоасаф и келарь Авраамий Палицын оказывали царю и осажденной Москве столь необходимую помощь деньгами и хлебными запасами. Кроме того, монастырь представлял из себя сильную крепость, важную в стратегическом отношении, так как возле него проходили дороги, связывающие Москву с городами Верхнего Поволжья и Казанью.
Сторонников Лжедмитрия привлекали Рё значительные материальные ценности, собранные РІ монастыре. Вероятно, непосредственной причиной того, что тушинцами были развязаны боевые действия против монастыря, стал слух Рѕ подготовке РЎРєРѕРїРёРЅР°-РЁСѓР№СЃРєРѕРіРѕ СЃ отрядами шведов Рё СЂСѓСЃСЃРєРёС… Рє освободительному РїРѕС…РѕРґСѓ против "тушинского РІРѕСЂР°". "Слух же истинный РґРѕ нас дошел, – так передает автор "Сказания" РѕР± осаде Троице-Сергиевого монастыря Авраамий Палицын слова приспешников Лжедмитрия II, – что ждут РѕРЅРё РєРЅСЏР·СЏ Михаила РЎРєРѕРїСѓ СЃ черными псами, шведскими немцами, Рё Феодора Шереметьева СЃ РїРѕРЅРёР·РѕРІСЃРєРёРјРё людьми. И тогда РІСЃРµ РѕРЅРё, вместе собравшись Рё твердыню эту заняв, СЃРјРѕРіСѓС‚ оказаться нашими победителями. И РїРѕРєР° РѕРЅРё еще РЅРµ укрепились, РґР° повелит твое благородие полностью смирить РёС…. И если РѕРЅРё РЅРµ одумаются, пустить РїРѕ РІРѕР·РґСѓС…Сѓ прахом РІСЃРµ жилища РёС…".
Тем временем неудачей закончился РїРѕС…РѕРґ, предпринятый Василием РЁСѓР№СЃРєРёРј против действовавших Рє северу РѕС‚ РњРѕСЃРєРІС‹ отрядов Сапеги Рё Лисовского. Р’РѕР№СЃРєРѕ, которым командовал брат царя Иван РЁСѓР№СЃРєРёР№, было наголову разбито этими польскими военачальниками РІ сражении между селом Воздвиженским Рё деревней Рахманово. Р’ этом сражении РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРµ РІРѕР№СЃРєРѕ понесло такие большие потери, что царь Василий был вынужден отказаться РґРѕ РїСЂРёС…РѕРґР° Михаила РЎРєРѕРїРёРЅР°-РЁСѓР№СЃРєРѕРіРѕ РѕС‚ каких-либо активных действий. Поэтому Сапега получил возможность беспрепятственно действовать против Троице-Сергиева монастыря. 23 сентября 1608 Рі. отряды Сапеги Рё Лисовского появились РїРѕРґ стенами обители.
Крепость Троице-Сергиева монастыря была построена РїСЂРё Иоанне Грозном РІ 1540–1550 РіРі. РћРЅР° представляла РёР· себя достаточно мощное РїРѕ тем временам военное сооружение. Р’ амбразурах стен находились многочисленные РѕСЂСѓРґРёСЏ. РќР° башнях стояли большие котлы для кипячения РІРѕРґС‹ Рё варки смолы, содержимое которых РІ случае штурма крепости выливалось РЅР° головы противников. Вместе СЃ тем укрепления Рє 1608 Рі. РІ некоторых местах уже обветшали. "Непрочность укреплений РІРёРґРЅР° была еще прежде осады. Р’Рѕ время самой осады Рё осажденные, Рё осаждавшие знали, что западная стена была "утла" – С…СѓРґР° РѕС‚ ветхости, Р° неприятель более всего Рё действовал против монастыря СЃ западной стороны – СЃ Красной РіРѕСЂС‹". РЎ восточной стороны монастырь был защищен СЂРІРѕРј, СЃ СЋРіР° Рё запада – рекой Кончурой Рё прудами, СЃ севера – прудами. Сильно пересеченная, овражистая местность затрудняла установление плотной блокады монастыря. Главной сторожевой башней являлась ныне РЅРµ существующая звонница Духовской церкви – РІ ту РїРѕСЂСѓ самое высокое строение монастыря. Количество осаждающих Рё осажденных РІ точности неизвестно. Отряды первых часто менялись – РѕРґРЅРё уходили, РґСЂСѓРіРёРµ приходили. Так что число осаждавших колебалось приблизительно между 6 Рё 30 тысячами. Защитников монастыря, способных носить оружие, Рє началу осады было 2–3 тысячи. Р’ монастыре также собрались жители окрестных селений, среди которых были женщины Рё дети. РџРѕ словам Авраамия Палицына, "такая теснота была РІ обители, что места РЅРµ было СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ. РњРЅРѕРіРёРµ же люди Рё скотина оставались без РєСЂРѕРІР°; Рё тащили бездомные РІСЃСЏРєРѕРµ дерево Рё камень для устройства прибежища, потому что осени настало время Рё приближалась Р·РёРјР°. И РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° отталкивали РѕС‚ вещи брошенной, Рё, РёР· нужного ничего РЅРµ имея, РІСЃРµ изнемогали; Рё жены рождали детей пред всеми людьми. И невозможно было РЅРёРєРѕРјСѓ СЃРѕ своей срамотою РЅРёРіРґРµ укрыться. И РІСЃСЏРєРѕРµ богатство РЅРµ береглось Рё ворами РЅРµ кралось; Рё РІСЃСЏРєРёР№ смерти РїСЂРѕСЃРёР» СЃРѕ слезами".

"Троицкий чеснок"

Архимандрит Свято-Троицкого монастыря Дионисий, вручающий грамоту РІРѕРёРЅСѓ. РҐСѓРґ. Скотт. XIX РІ. Архимандрит Свято-Троицкого монастыря Дионисий, вручающий грамоту РІРѕРёРЅСѓ. РҐСѓРґ. Скотт. XIX РІ.

Главной военной силой монастырского гарнизона был присланный Василием Шуйским отряд из пятисот стрельцов под начальством князя Григория Борисовича Долгорукова-Рощи и Алексея Ивановича Голохвастова. Кроме стрельцов активное участие в обороне монастыря принимали способные носить оружие монахи, среди которых были бывшие воины, монастырские служители и крестьяне соседних сел. Возглавлял оборону монастыря настоятель архимандрит Иоасаф.
Защитники монастыря сразу же показали свое намерение защищать святую обитель. Уже в день прихода под стены монастыря войско Сапеги подверглось нападению. "Когда он был на Клементьевском поле, – повествует Авраамий Палицын, – находившиеся в осаде люди, выйдя за стены, конные и пешие, с ними великий бой совершили и по милости Пребезначальной Троицы многих литовских людей побили, а сами в город здравыми возвратились". Подобной активной тактики защитники монастыря придерживались и впоследствии. "Воеводы привели крепость в состояние боевой готовности. Защита наиболее уязвимых мест была поручена специально отобранным людям. По дорогам вокруг монастыря разбрасывался так называемый "троицкий чеснок" – кованые металлические колючки, которые в любом положении торчали острием вверх. Оставляя рваные раны на копытах лошадей, эти колючки должны были выводить из строя конницу".
Р’ день начала осады архимандрит СЃ монашествующими Рё множеством людей пошли "РІ святую церковь Святой Рё Живоначальной Троицы, Рє образу Пресвятой Богородицы Рё Рє многоцелебным мощам великого чудотворца Сергия, молясь СЃРѕ слезами РѕР± избавлении". 25 сентября, РІ день памяти преподобного Сергия, после всенощной, РІСЃРµ, находящиеся РІ монастыре, начиная СЃ воевод, целовали крест – "клялись сидеть РІ осаде без измены". 29 СЃРµРЅС‚СЏР±СЂСЏ Сапега Рё Лисовский послали РІ монастырь Р±РѕСЏСЂСЃРєРѕРіРѕ сына Бессона Руготина СЃ требованием сдачи крепости, обещая РІСЃСЏРєРёРµ милости РѕС‚ "царя Димитрия", РіСЂРѕР·СЏ РІ противном случае захватить монастырь силой Рё истребить его защитников. Р’ ответном РїРёСЃСЊРјРµ защитники монастыря писали: "Да знает ваше темное господство, гордые начальники Сапега Рё Лисовский Рё прочая ваша дружина, что напрасно нас, Христово стадо православных христиан, прельщаете РІС‹, богоборцы, мерзость запустения. Знайте, что Рё десятилетний христианский отрок РІ Троицком Сергиевом монастыре посмеется вашему безумству Рё совету. Рђ то, Рѕ чем РІС‹ нам писали, РјС‹, получив это, оплевали. Ибо есть ли польза возлюбить человеку тьму больше света Рё променять истину РЅР° ложь, честь РЅР° бесчестие Рё СЃРІРѕР±РѕРґСѓ РЅР° РіРѕСЂСЊРєРѕРµ рабство? Как же оставить нам вечную, святую, истинную православную веру... Рё покориться новым еретическим законам отступников РѕС‚ христианской веры? Есть ли какое-РЅРёР±СѓРґСЊ приобретение Рё почесть РІ том, чтобы оставить нам своего православного государя Рё покориться ложному царю, врагу Рё РІРѕСЂСѓ, Рё вам, латиняне, иноверным? РњС‹ Рё Р·Р° богатства всего РјРёСЂР° РЅРµ хотим нарушить своего крестного целования". Получив ответ, Сапега Рё Лисовский попытались взять монастырь штурмом, РЅРѕ были отбиты. РўРѕРіРґР° РѕРЅРё распорядились начать осадные работы. Против стен монастыря РЅР° возвышенных местах были установлены 9 артиллерийских батарей (всего 63 оружия). Четыре батареи были установлены СЃ СЋРіР° Рё СЋРіРѕ-востока, Р° пять – СЃ запада РѕС‚ монастыря. Впереди каждой батареи сооружали туры – плетеные РєРѕСЂРѕР±Р°, заполненные землей. РљСЂРѕРјРµ того, перед турами осаждавшие выкопали большой СЂРѕРІ Рё насыпали высокий вал. 3 РѕРєС‚СЏР±СЂСЏ началась бомбардировка монастыря раскаленными ядрами, которая продолжалась РІ течение шести недель, РЅРѕ РЅРµ дала никакого результата: "Обитель Пресвятой Рё Живоначальной Троицы была покрыта десницею Вышнего Бога, Рё РЅРёРіРґРµ ничего РЅРµ загорелось".

РџРѕРґРєРѕРї

Одновременно с артиллерийским обстрелом Сапега и Лисовский решили подвести подкоп под угловую юго-восточную Пятницкую башню с целью взорвать ее и пробиться через образовавшуюся брешь внутрь монастыря. В ночь с 13 на 14 октября Сапега и Лисовский предприняли большой приступ. Защитники обители мужественно встретили неприятеля метким огнем. Враги не выдержали и побежали, побросав различные деревянные приспособления для штурма крепости, которые защитники монастыря употребили на дрова. После этого в течение семи дней осаждавшие пытались взять крепость приступом, но каждый раз терпели неудачу. Осажденные отвечали смелыми вылазками. Во время одной из них удалось взять в плен польского ротмистра Брушевского, от которого узнали о том, что поляки ведут подкоп, но места подкопа Брушевский не знал.
Воеводы, "посоветовавшись с архимандритом Иоасафом, с братией и со всеми людьми воинского чина", поручили троицкому слуге Власу Корсакову копать под башнями и в стенных нишах "слухи" – ямы, предназначенные для прослушивания подземных работ. В эти тревожные дни поляки предприняли еще два приступа, также окончившиеся для них неудачей.
4 ноября во время ночной вылазки защитникам монастыря удалось захватить в плен раненого казака Дедиловского, который на допросе указал точное место подкопа. Сведения Дедиловского подтвердил прибежавший из лагеря Лисовского казак Иван Рязанец. Он же рассказал о явлениях осаждавшим преподобных Сергия и Никона, которые обходили стены монастыря, окропляя их святой водой.
Между тем артиллерийский обстрел монастыря не прекращался. Во время богослужения в Троицком соборе одно из ядер ударило в большой колокол, затем отскочило от него, влетело в алтарное окно Троицкого собора, пробило икону Архангела Михаила, находящуюся в иконостасе, ударило вскользь по столпу, затем в стену, ранило священника и развалилось на левом клиросе. Другое ядро пробило железные двери с южной стороны Троицкого собора и образ святителя Николая Чудотворца (эти двери с отверстием от ядра сохранилась в Троицком соборе до настоящего времени). Особенно досаждала обороняющимся дальнобойная пищаль, названная "трещерой". Эту пищаль удалось меткими выстрелами вывести из строя.
Для уничтожения подкопа воеводы решили предпринять большую вылазку, которая началась 9 ноября за три часа до рассвета. Вылазка была тщательно подготовлена. Нашли и расчистили потайные ворота возле Сушильной башни, которые вели в старый ров у восточной стены. Были намечены три направления удара: главный – на подкоп, и два вспомогательных. Как повествует Авраамий Палицын, "воеводы, князь Григорий Борисович и Алексей, составив полки для вылазки, пришли в церковь Святой Живоначальной Троицы к чудотворным образам и приносящим исцеления мощам преподобного отца нашего Сергия Чудотворца. И, придя затем к потайным воротам, они начали выходить по несколько человек и укрываться во рву. В то же время с Пивного двора вышли воеводами старшины, туляне Иван Есипов, Сила Марин и Юрий Редринов, переславец, со своими сотнями и ратными людьми на Луновый огород и на плотину Красного пруда. Также и из Конюшенных ворот вышли со многими знаменами старшины-дворяне: Иван Ходырев, алексинец, Иван Болховской, владимирец, переславцы Борис Зубов, Афанасий Редриков и другие сотники с сотнями, а с ними и старцы троицкие во всех полках". От перебежчика было известно, что 8 ноября поляки собирались заряжать подкоп порохом. Поэтому его решили уничтожить рано утром 9 ноября – в промежуток между наполнением и забивкой. Во время вылазки удалось найти устье подкопа. Двое крестьян Клементьевской слободы Никон Шилов и Слота пробрались внутрь подкопа и взорвали его, пожертвовав своими жизнями. (Подвиг Никона Шилова и Слоты был увековечен Русским Военно-Историческим Обществом. При входе в Святые врата Лавры, справа, находится плита, надпись на которой гласит: "9 ноября 1608 года, во время достопамятной осады Свято-Троицкия Сергиевы лавры польскими и литовскими отрядами, вражеский подкоп, веденный под Пятницкую башню, был геройски уничтожен клементьевскими крестьянами Никоном Шиловым и Слотою, тут же в подкопе и сгоревшими. В увековечение их славного подвига поставлена сия доска близ бывшего подкопа тщанием Московского Отдела Русского Императорского Военно-Исторического Общества 12 января 1910 года".)

"Не убоимся, братие, врагов Божиих"

Между тем разгорелись бои в разных местах вокруг монастыря. Обе стороны несли большие потери. Решающий вклад в победу внес отряд под начальством троицкого монаха Нифонта Змиева. Этот отряд, состоявший из двухсот ратников и тридцати монахов, атаковал батареи неприятеля, расположенные на Красной горе, к западу от монастыря. Вскоре на помощь Нифонту пришли еще люди, самостоятельно вышедшие из монастыря. Дважды этот отряд был оттесняем поляками под гору, в овраги. В третий раз защитники крепости обошли укрепления неприятеля и ударили с тыла и с флангов. В результате были захвачены все пять польских батарей, находившихся на Красной горе, большое количество пленных, восемь пушек, множество оружия и бочек с порохом. Захваченные укрепления были сожжены. По словам Авраамия Палицына, в ходе сражения 9 ноября защитники потеряли 174 человека убитыми и 66 ранеными, а неприятель – 1500 убитыми и 500 пленными и ранеными.
Радость в обители по поводу победы была великая. Звонили в колокола до полуночи, пели молебны, "воссылая хвалу и благодарение Богу, Пречистой Богородице, великим чудотворцам Сергию и Никону и всем святым, с начала времен Богу угодившим". Убитые были погребены с честью, а умиравшие пострижены в монашество. "Среди последних были Иван Внуков – во иноках Иона, Иван Есипов – во иноках Иосиф, Данила Дмитриев, сын протопопов из Москвы от Покрова на рву, – в иноках Давид, троицкие слуги Данило Селевин, Меркурий Айгустов – в иноках Мефодий и многие другие. И, причастившись Святых Таин Христа, Бога нашего, они преставились ко Господу". К царю Василию Шуйскому был отправлен с доброй вестью и подарком сын боярский Ждан Скоробогатов.
После этого сражения интенсивность боевых действий снизилась. Продолжались мелкие стычки, которые иногда перерастали в крупные. Так было во время вылазки 13 ноября. Участники вылазки напали на заставы Сапеги и Лисовского. Разгорелся бой. Из монастыря вышел конный отряд под начальством монахов Ферапонта Стогова и Малахея Рисевитина. Сначала защитникам монастыря удалось потеснить Лисовского и захватить некоторых поляков в плен, но затем Сапега и Лисовский общими усилиями погнали троицких сидельцев к стенам монастыря. Положение удалось спасти благодаря героизму крестьянина Суеты из села Молонова, который был человеком высокого роста и исполинской силы, но неумелый в бою, из-за чего над ним посмеивались. Как повествует Авраамий Палицын, "Суета сказал: "Пусть я умру сегодня, но буду всеми прославляем!" В руках он держал оружие, бердыш. И укрепил Господь Бог того Суету и дал ему бесстрашие и храбрость; и он понуждал православных христиан прекратить бегство, говоря: "Не убоимся, братия, врагов Божиих, но станем с оружием твердо против них!" И сек бердышем своим врагов с обеих сторон, удерживая полк Александра Лисовского; и никто ему противостоять не мог. Он быстро, как рысь, скакал и многих тогда поразил. Многие же крепкие воины встали против него, чтобы отомстить за позор, и жестоко на него наступали. Суета же сек на обе стороны; чтобы не бросить его, пешие люди, прекратив бегство, укрепились за надолбами". В ходе этого боя один из монастырских слуг, Пимен Тенев, выстрелом из лука ранил в щеку самого Лисовского, а другой монастырский слуга, Михайло Павлов, убил одного из польских предводителей – Юрия Горского. Понеся большие потери, поляки были вынуждены отступить в свой лагерь, "троицкое же воинство вошло в обитель с великою победою".

Моровое поветрие

РЎ наступлением Р·РёРјС‹ 1608–1609 РіРі. обстрел монастыря РёР· артиллерийских РѕСЂСѓРґРёР№ прекратился. Сапега решил взять его РёР·РјРѕСЂРѕРј или РїСЂРё помощи измены. Количество осаждавших сократилось. Польские предводители рассылали РёР· своего лагеря РїРѕРґ Троицей небольшие отряды для того, чтобы подчинить Лжедмитрию II окрестные РіРѕСЂРѕРґР°, РјРЅРѕРіРёРµ РёР· которых уже присягали ему, РЅРѕ успели отпасть. Так, РІ районе Переславля-Залесского, Ростова Великого Рё Ярославля действовал отряд РїРѕРґ начальством испанского авантюриста Хуана Крузати. Ему удалось РІРЅРѕРІСЊ подчинить Лжедмитрию Переславль-Залесский Рё Ярославль. "Ростов, – РїРѕ свидетельству Конрада Буссова, – воспротивился было, РЅРѕ это РЅРµ привело Рє РґРѕР±СЂСѓ... РћРЅ перестал существовать, РІСЃРµ постройки были обращены РІ пепел, многочисленные великолепные сокровища, золото Рё серебро, драгоценные камни Рё жемчуг расхищены, Р° РІ церквах были содраны даже СЂРёР·С‹ СЃРѕ святых". Буссов сообщает также, что члены шайки Крузати разрубили РЅР° части Рё похитили драгоценную раку, РІ которой почивали мощи святителя Леонтия Ростовского. Митрополит Ростовский Филарет Романов, отец будущего царя Михаила, был схвачен Рё отвезен РІ тушинский лагерь. Для разбойничьих РїРѕРґРІРёРіРѕРІ отправился СЃ небольшой шайкой РЅР° север Рё сам Лисовский.
Р—РёРјР° 1608–1609 РіРі. принесла, несмотря РЅР° прекращение осаждавшими активных действий, новые тяготы защитникам обители. Ощущался большой недостаток РІ топливе. Р—Р° дровами приходилось делать вылазки РІ соседнюю рощу, РіРґРµ поляки устраивали засады, РІ результате чего защитники монастыря несли большие потери. Хлебных запасов было достаточно, РЅРѕ возникали затруднения РІ перемолке зерна, так как монастырская мельница находилась Р·Р° стенами обители Рё была захвачена неприятелем. РќРѕ были бедствия Рё горшие. Из-Р·Р° тесноты, недостатка хорошей РІРѕРґС‹ Рё свежей пищи РІ монастыре началось РјРѕСЂРѕРІРѕРµ поветрие. "И умножилась смерть РІ людях, – повествует Авраамий Палицын. – И великий храм Пресвятой Богородицы, РІРѕ РёРјСЏ Честнаго Рё Славного Ее Успения, каждый день мертвыми наполнялся. Р—Р° могилы же сперва РїРѕ рублю Р·Р° выкапывание брали, Р° потом РїРѕ РґРІР° Рё РїРѕ три, затем Рё РїРѕ четыре, Рё РїРѕ пять давали, РЅРѕ РЅРµ было уже РєРѕРјСѓ РЅРё брать, РЅРё копать; Рё РІ РѕРґРЅСѓ могилу Рё СЏРјСѓ погребали РїРѕ десять Рё РїРѕ двадцать человек, Рё дважды столько Рё больше. И СЃРѕСЂРѕРє дней стоял темный сумрак Рё злой смрад. Рђ РіРґРµ выносили мертвых, там Р·Р° РЅРёРјРё СЃРѕРЅРјС‹ плачущих ходили; погребали же мертвых СЃ утра РґРѕ вечера. И РЅРµ было РЅРё РїРѕРєРѕСЏ, РЅРё СЃРЅР° РЅРё днем РЅРё ночью РЅРµ только больным, РЅРѕ Рё здоровым. Ибо РѕРґРЅРё плакали над умирающими, РґСЂСѓРіРёРµ над выносимыми, третьи над погребаемыми; Рё множество, РІ разных местах стоя, плакало. И РѕС‚ беспокойного СЃРЅР° как шальные РІСЃРµ ходили. И преставилось тогда братии старой РІ обители двести девяносто семь братий, Р° новопостригшихся – более пятисот".
Ужас этого положения осложнялся еще и раздорами между воеводами, изменами, пьянством среди ратников. "Только такому исключительному человеку, как Иоасаф, только его духовной мощи и только его горячему призыву забросить все мирское и обратиться всей душой к отстаиванию обители чудотворца было под силу сломить все это, сдержать всех в своих руках и сохранить России Лавру".

В Москву за помощью

Портрет Рњ.Р’. Сколина-РЁСѓР№СЃРєРѕРіРѕ. Неизвестный С…СѓРґ. XVII РІ.   Портрет Рњ.Р’. Сколина-РЁСѓР№СЃРєРѕРіРѕ. Неизвестный С…СѓРґ. XVII РІ.

Воеводы, посоветовавшись с архимандритом Иоасафом, послали письмо в Москву, к келарю Авраамию Палицыну, с просьбой о помощи. Авраамий обратился к царю, прося прислать в монастырь подкрепление ввиду сильного оскудения там в людях. "Скипетроносец же на словах давал, а на деле не осуществлял, потому что великая беда владела тогда царствующим городом". Авраамий обратился тогда к царским вельможам и к патриарху святому Ермогену. "Патриарх же со всем Освященным Собором умолял царя, говоря ему: "Царь, если взята будет обитель преподобного, то вся страна Российская до океана-моря погибнет, и окончательно Москве станет тесно", и царь с трудом на слезы келаря преклонился". В монастырь были посланы шестьдесят казаков и двадцать пудов пороха, а келарь Авраамий Палицын послал двадцать слуг монастырских. Потеряв несколько человек, этот отряд сумел пробиться в монастырь. В это же время защитники монастыря были неоднократно одобряемы явлениями преподобных Сергия и Никона.
Активные боевые действия против монастыря возобновились 27 мая 1609 Рі. Сапега, знавший Рѕ РјРѕСЂРµ РІ монастыре, решил окончить дело РѕРґРЅРёРј приступом. РќР° этот раз приступ начался ближе Рє вечеру. Штурмовавшие несли множество лестниц Рё двигали большие щиты РЅР° колесах. "Христолюбивое же воинство Рё РІСЃРµ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёРµ люди РЅРµ давали РёРј придвинуть щиты Рё турусы Рё лестницы прислонять, стреляя через подошвенные бойницы РёР· РјРЅРѕРіРёС… пушек Рё пищалей, коля РІ РѕРєРЅР°, меча камни Рё лия вар СЃ нечистотами, Рё метали РѕРЅРё, зажигая серу Рё смолу, Рё известью засыпали скверные РёС… глаза. И так бились РІСЃСЋ ночь". Утром штурмующие начали отступление. Ободренные успехом защитники монастыря преследовали РёС…, захватили тридцать человек РІ плен Рё забрали щиты, лестницы Рё прочие приспособления.
Троице-Сергиев монастырь продолжал стойко обороняться. Тем временем Лисовский со своим отрядом рыскал по русским городам, грабя и уничтожая все на своем пути. Про "подвиги" Лисовского в это время рассказывает Конрад Буссов: "Пан Лисовский... превратил в пепел весь Ярославский посад, потом пошел дальше в глубь страны, убивая и истребляя все, что попадалось на пути: мужчин, женщин, детей, дворян, горожан и крестьян. Он возвратился в лагерь под Троицей с большой добычей. Какой значительный вред был нанесен убийствами, грабежом и пожарами городам как внутри стен, так и снаружи, – выразить невозможно. Я часто удивлялся, как это земля могла выдержать все это".

Последний приступ

Р’СЃРєРѕСЂРµ Сапега Рё Лисовский получили тревожное сообщение. РћС‚ РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґР° двигался Рє РњРѕСЃРєРІРµ РєРЅСЏР·СЊ Михаил РЎРєРѕРїРёРЅ-РЁСѓР№СЃРєРёР№ СЃ РІРѕР№СЃРєРѕРј. Р’ это время РїРѕРґ стены Троице-Сергиева монастыря прибыл разбитый польский военачальник Р—Р±РѕСЂРѕРІСЃРєРёР№ СЃРѕ СЃРІРѕРёРј отрядом. РћРЅ РїРѕРґРЅСЏР» Сапегу РЅР° смех. "Пан же Р—Р±РѕСЂРѕРІСЃРєРёР№, – повествует Авраамий Палицын, – ругаясь, РїРѕРЅРѕСЃСЏ Сапегу, Лисовского Рё всех панов, РіРѕРІРѕСЂРёР»: "Что стоит бездельное ваше стояние около лукошка? Что стоит лукошко то взять РґР° РІРѕСЂРѕРЅ передавить?" Сапега согласился РЅР° новый приступ. Этот приступ состоялся 31 июля 1609 Рі. Р’ монастыре РІ это время оставалось здоровых РЅРµ более РґРІСѓС…СЃРѕС‚ человек. Однако это предприятие РІРЅРѕРІСЊ окончилось для поляков полным провалом. Приступ был отбит СЃ потерей убитой лишь РѕРґРЅРѕР№ женщины. Потери же СЃРѕ стороны штурмующих были большие, особенно РІ отряде Р—Р±РѕСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ. Теперь пришел черед Сапеги Рё Лисовского смеяться над РЅРёРј: "Чего ради РЅРµ одолел ты лукошко? Постарайся еще, ты ведь такой храбрый, РЅРµ посрами нас, РїРѕР№РґРё, разори это лукошко, доставь вечную славу королевству польскому. Нам непривычны приступы, Р° ты – премудр, позаботься Рѕ себе Рё Рѕ нас".
Этот приступ оказался последним, но в монастыре об этом не знали. Многие, не видя помощи ниоткуда и ожидая новых приступов, стали падать духом. Возможности связаться с Москвой в то время у осажденных не было. Некоторые из них уже стали говорить: "Вот уже столько времени продолжается пролитие нашей крови, а еще какой будет конец этой беде? Что если напрасно наше упование на царя Василия? Вот, день ото дня мы ждем помощи и выручки, но все обман. Уже ведь все российские города соблазнились и к ворам перешли, и ниоткуда нет нам на помощь ратных воинов, ибо всем хватает забот о самих себе. А ну как станут головы наши пищей для мечей?"

Помощь Преподобного

В то время, когда иссякла надежда на помощь человеческую, не замедлила помощь свыше. Как рассказывает о своем "Сказании" Авраамий Палицын, "дивный во своих чудесах великий Сергий вновь явился пономарю Иринарху, говоря: "Скажи всей братии и всем ратным людям: почему скорбят из-за того, что нельзя послать в Москву вести? Я послал от себя в Москву в дом Пречистой Богородицы и ко всем московским чудотворцам... трех своих учеников: Михея, Варфоломея и Наума – в третьем часу ночи... И воры, и литовцы видели их". Из расспросов пленных выяснилось, что стража осаждавших видела трех монахов, выехавших из монастыря на очень худых лошадях. Затем сам преподобный Сергий явился одному больному монаху, сомневавшемуся в этом событии, и исцелил его. "И сказал ему великий чудотворец Сергий, – повествует Авраамий Палицын. – Что сомневаешься? Воистину послал я своих учеников". А старец, простецом будучи, говорит: "А на чем послал, государь наш?" Преподобный же отвечает: "На трех слепых меринах, которых конюший Афанасий Ощерин из-за нехватки корма выгнал из монастыря в надолбы, – на тех и послал. Меринов поискали, но не нашли, и уверились, что воистину было, как сказал святой Сергий чудотворец, и воздали все за это славу Господу Богу, творящему удивительное". Это происшествие сильно ободрило защитников крепости, уверившихся в чудесной помощи преподобного Сергия.
Тем временем РІРѕР№СЃРєР° РЎРєРѕРїРёРЅР°-РЁСѓР№СЃРєРѕРіРѕ постепенно приближались Рє Троице-Сергиеву монастырю. Сапега, Лисовский Рё Р—Р±РѕСЂРѕРІСЃРєРёР№ выступили навстречу, оставив часть людей для продолжения осады, РЅРѕ были разбиты РІ сражении РїРѕРґ Калязинским монастырем. 1 СЃРµРЅС‚СЏР±СЂСЏ 1609 Рі. РЎРєРѕРїРёРЅ-РЁСѓР№СЃРєРёР№ РІР·СЏР» Переславль-Залесский, Р° РІ октябре отряды Сапеги Рё Лисовского были разбиты РїСЂРё Александровской слободе (ныне РіРѕСЂРѕРґ Александров), РіРґРµ Рё утвердился РЅР° Р·РёРјСѓ РєРЅСЏР·СЊ РЎРєРѕРїРёРЅ-РЁСѓР№СЃРєРёР№. Р’ Троице-Сергиев монастырь РѕРЅ прислал отряд воеводы Давида Жеребцова РІ 900 человек. Рђ 4 января 1610 Рі. РІ монастырь прибыл еще РѕРґРёРЅ отряд – 500 человек РїРѕРґ командованием Валуева. Совместными усилиями поляков отогнали РѕС‚ стен, Р° РёС… лагеря сожгли. Наконец 12 января Сапега, услышав Рѕ приближении главных СЃРёР» РЎРєРѕРїРёРЅР°-РЁСѓР№СЃРєРѕРіРѕ, поспешно бежал РїРѕ РґРѕСЂРѕРіРµ РЅР° Дмитров. Привыкшие Рє частым уходам неприятельских отрядов РІ различные набеги, защитники монастыря долгое время РЅРµ верили РІ то, что осада закончилась. Лишь через восемь дней РІ РњРѕСЃРєРІСѓ СЃ радостным известием был послан троицкий РёРЅРѕРє Макарий РљСѓСЂРѕРІСЃРєРёР№, РѕРґРёРЅ РёР· шести, РєСЂРѕРјРµ архимандрита Иоасафа, оставшихся РІ живых монахов РёР· числа постриженных РґРѕ осады. Всего же, РїРѕ подсчетам Авраамия Палицына, "РѕС‚ осадной немощи" погибли 2 125 человек, РЅРµ считая женщин, детей Рё стариков. Р’ РњРѕСЃРєРІРµ известие Рѕ снятии осады вызвало большую радость. Царь Василий РЁСѓР№СЃРєРёР№ прислал РІ обитель медаль Рє образу Святой Живоначальной Троицы СЃ отчеканенными РЅР° ней памятными надписями. Р’ обители был установлен ежегодный крестный С…РѕРґ РїРѕ стенам, который совершался РІ день бегства Сапеги РѕС‚ монастыря.

Последние испытания

28 января Троице-Сергиева обитель принимала князя Скопина-Шуйского. 12 марта этот знаменитый воевода вступил в Москву. Тушинский лагерь перестал существовать при одном лишь известии о его приходе. Казалось, что бедствиям России приходит конец. Однако, по Промыслу Божию, еще не закончились испытания, выпавшие на ее долю. Неожиданно, в расцвете сил, молодой победоносный полководец скончался. Вскоре потерял престол, был насильно пострижен в монашество и увезен в польский плен царь Василий Шуйский. Наступило междуцарствие. На московский престол был избран боярами польский королевич Владислав. Польский гарнизон утвердился в самом центре России – Московском Кремле. Патриарха Ермогена заточили в Чудовом монастыре. Отряды поляков продолжали бродить по русской земле. Так, отряд Сапеги захватил Пафнутьев-Боровский монастырь, куда удалился на покой троицкий архимандрит Иоасаф. Иноки были перебиты. Принял мученическую смерть и святой Иоасаф.
Троице-Сергиев монастырь еще раз увидел РїРѕРґ СЃРІРѕРёРјРё стенами поляков. Это случилось РІ 1618 Рі., РєРѕРіРґР° польский королевич Владислав шел РїРѕС…РѕРґРѕРј РЅР° РњРѕСЃРєРІСѓ. Польский отряд Чаплинского выжег некоторые подмосковные слободы. Потерпев неудачу РїРѕРґ РњРѕСЃРєРІРѕР№, Владислав сам появился СЃ РІРѕР№СЃРєРѕРј возле монастыря, РЅРѕ осаждать его РЅРµ решился. 1 декабря 1618 Рі. РІ селе Деулине было заключено перемирие между РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРј государством Рё Польшей.

Царь и патриарх в Лавре

Возрождать Троице-Сергиев монастырь после осады было суждено новому архимандриту – преподобному Дионисию. При нем обитель приняла самое деятельное участие в освобождении Москвы и России от поляков. Архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын рассылали по городам грамоты, увещевая всех крепко и мужественно стоять за веру и Отечество. Обитель приняла под свой кров князя Димитрия Пожарского, тяжело раненного во время боев с поляками. (Другой видный деятель этой эпохи, руководитель первого ополчения, собравшегося для освобождения Москвы, Прокопий Ляпунов погребен в стенах Лавры. Его могила находится возле юго-западного угла Успенского собора.)
Монастырь оказывал собравшимся для освобождения Москвы ополченцам помощь деньгами и боеприпасами. Архимандрит Дионисий приказал также устроить в подмонастырских слободах больницы и странноприимные дома для раненых, больных и изувеченных. Монахи питались овсяным хлебом, чтобы сберечь пшеничный и ржаной для раненых. Келейник преподобного Дионисия Дорофей днем и ночью разносил от него больным и раненым одежду, полотенца, деньги.
Келарь Авраамий Палицын прибыл вместе СЃ ополчением РњРёРЅРёРЅР° Рё Пожарского Рє стенам РњРѕСЃРєРІС‹. РћРЅ переходил РёР· стана РІ стан, РѕР±РѕРґСЂСЏСЏ РІРѕРёРЅРѕРІ именем преподобного Сергия. Р’Рѕ время РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· решающих боев РїРѕРґ стенами РњРѕСЃРєРІС‹ 24 августа 1612 Рі. казаки стали уклоняться РѕС‚ совместных действий СЃ князем Пожарским. Пожарский обратился Р·Р° помощью Рє троицкому келарю. Авраамий Палицын поспешил РІ казачьи таборы, убеждая казаков помочь общему делу. Воодушевившись его речами, РѕРЅРё СЃ именем преподобного Сергия РЅР° устах бросились РЅР° поляков Рё РјРЅРѕРіРѕ способствовали победе.
После капитуляции польского гарнизона Кремля православное духовенство в присутствии уцелевших жителей Москвы отслужило молебен на Красной площади и торжественным крестным ходом вступило в Кремль. Возглавил молебен и крестный ход троицкий архимандрит Дионисий. Келарь Авраамий Палицын принял активное участие в работе Земского Собора. Именно он объявил с Лобного места об избрании на русский престол Михаила Феодоровича Романова, а затем принял участие в посольстве, направленном в Кострому для призвания в Москву Михаила Феодоровича. Перед своим вступлением в Москву новоизбранный царь провел неделю в Троице-Сергиевом монастыре, укрепляясь молитвой на подвиг царского служения.
Р’ 1619 Рі. РІ РњРѕСЃРєРІСѓ прибыл Иерусалимский патриарх Феофан. Посетил РѕРЅ Рё Троице-Сергиев монастырь. Патриарх похвалил РїРѕРґРІРёРіРё защитников обители РІРѕ время осады Рё пожелал увидеть РёРЅРѕРєРѕРІ, которые участвовали РІ сражениях. Ему было представлено более двадцати монахов, "РІ РЅРёС… же первый был именем Афанасий Ощерин, зело стар сый, Рё весь уже пожелтел РІ сединах. Патриарх СЃРїСЂРѕСЃРёР» его: «Ты ли С…РѕРґРёР» РЅР° РІРѕР№РЅСѓ Рё начальствовал над воинами?В» Афанасий, поклонясь, ответил: «Да, владыко святый, понужден был слезами кровными». Патриарх СЃРїСЂРѕСЃРёР» еще: «Что тебе свойственно, иночество ли РІ молитвах РѕСЃРѕР±Рѕ или РїРѕРґРІРёРі перед всеми людьми?В» Афанасий ответил: «Всякая вещь Рё дело, владыко святый, РІ СЃРІРѕРµ время познается: Сѓ вас, святых отцов, РѕС‚ Господа Бога имеется власть прощать Рё запрещать, Р° РЅРµ Сѓ всех; что СЏ делаю Рё делал, – исполняю послушание»". Обнажив голову, Афанасий показал рану, нанесенную ему вражеским оружием, Рё сказал: "Да будет тебе известно, владыко РјРѕР№, вЂ“ РІРѕС‚ РїРѕРґРїРёСЃСЊ латинян РЅР° голове моей, еще же Рё РІ теле моем шесть памятей свинцовых обретаются; Р° СЃРёРґСЏ РІ келлии, РІ молитвах, возможно ли было найти таких будильников Рє воздыханию Рё стенанию? Рђ РІСЃРµ это было РЅРµ РїРѕ нашей воле, РЅРѕ РїРѕ воле пославших нас РЅР° службу Божию". Патриарх был, конечно, рад тому, "что над воинственным одушевлением тем РЅРµ менее господствует РґСѓС… иноческого благочестия, смирения Рё простоты, благословил Афанасия, целовал его любезне Рё прочих его сподвижников отпустил СЃ похвальными словесы".

Истоки доблести – в вере

Такова РѕРґРЅР° РёР· героических страниц, которыми столь богата история нашего Отечества. Удивительны мужество, верность долгу, проявляемые тогда, РєРѕРіРґР° кажется, что РІСЃРµ пропало, что рушатся РІСЃРµ устои государства. Троице-Сергиев монастырь явился непоколебимой твердыней Р СѓСЃСЃРєРѕР№ земли среди почти всеобщей картины предательства Рё отступничества. Великий наш историк Николай Михайлович Карамзин, приступая Рє описанию осады обители, писал: "Р’ общем падении РґСѓС…Р° СѓРІРёРґРёРј доблесть некоторых Рё РІ ней причину государственного спасения: казня Р РѕСЃСЃРёСЋ, Всевышний РЅРµ хотел ее гибели, Рё для того еще оставил ей таких граждан. РќРµ устраним подробностей РІ описании дел славных, совершенных РІ пределах смиренной обители монашеской людьми простыми, РЅРёР·РєРёРјРё званием, высокими единственно душею". Р’ чем истоки героизма Рё верности долгу этих простых людей: монахов, стрельцов, крестьян? Р’ чем истоки силы РґСѓС…Р° наших великих вождей: патриарха Ермогена, архимандрита Иоасафа, преподобного Дионисия, Авраамия Палицына, РњРёРЅРёРЅР°, Пожарского? Р’СЃРµ РѕРЅРё воодушевлялись религиозным чувством. Всех заботила мысль: РЅРµ дать РЅР° поругание святынь, РЅРµ допустить разорения Р СѓСЃСЃРєРѕР№ земли – последнего оплота Православия. "Православные христиане! – взывал РІ РѕРґРЅРѕР№ РёР· СЃРІРѕРёС… грамот преподобный Дионисий. – Вспомните истинную православную христианскую веру, что РІСЃРµ РјС‹ родились РѕС‚ христианских родителей, знаменались печатию Святым Крещением, обещались веровать РІРѕ Святую Троицу; возложите упование РЅР° силу Креста Господня Рё покажите РїРѕРґРІРёРі СЃРІРѕР№, молите служилых людей, чтоб быть всем православным христианам РІ соединении Рё стать сообща против предателей христианских... Сами видите конечную РѕС‚ РЅРёС… погибель всем христианам, видите, какое разорение учинили РѕРЅРё РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРј государстве. Где святые Божии церкви Рё Божии образы? Где РёРЅРѕРєРё, сединами цветущие, Рё РёРЅРѕРєРёРЅРё, добродетелями украшенные? РќРµ РІСЃРµ ли РґРѕ конца разорено Рё поругано злым поруганием; РЅРµ пощажены РЅРё старики, РЅРё младенцы грудные... Пусть служилые люди без РІСЃСЏРєРѕРіРѕ мешкания спешат Рє РњРѕСЃРєРІРµ, РІ СЃС…РѕРґ Рє боярам, воеводам Рё РєРѕ всем православным христианам... Отложите РІСЃРµ РЅР° время, чтобы всем вам сообща потрудиться для избавления православной христианской веры". Такие призывы, конечно, РЅРµ могли РЅРµ воодушевить СЂСѓСЃСЃРєРёС… людей. Можно сказать, что именно православная вера спасла Р РѕСЃСЃРёСЋ РІРѕ время Смуты. Р СѓСЃСЃРєРёРµ патриоты начала XVII РІ. считали СЃРІРѕРёРј долгом выступить РЅР° спасение государства, РёР±Рѕ РёС… воодушевляла идея даже более великая, чем национальная – идея спасения Православия, идея спасения Р РѕСЃСЃРёРё как оплота Православия. И СЃРІРѕРё силы РѕРЅРё черпали РІ уповании РЅР° Бога Рё твердом убеждении РІ истинности своей веры.
Россию в течение многовековой истории неоднократно посещали различные беды и напасти. Только стоя на своих исторических путях или возвращаясь к ним, живя в православной вере и помня заветы предков, русские люди преодолевали эти беды и восходили от уничижения к славе. "Только та страна и сильна, которая свято чтит заветы своей старины". Только возвратившись к нашей православной вере, вспомнив заветы своей старины, мы сможем воссоздать былую мощь и славу Росси.

Георгий КОЛЫВАНОВ,
1998 Рі.
МДАиС

TopList