СВЯТЫНИ ОТЕЧЕСТВА

ХРАМ-СКАЗАНИЕ

Храм Преображения Господня в селе Остров

Фото Бориса Чубатюка. Фото Бориса Чубатюка.

На живописном правом берегу Москвы-реки, ниже Коломенского и села Беседы, расположено дорогое нашим сердцам место – село Остров с замечательным по красоте храмом.
Древнее это село впервые упоминается в духовной грамоте деда святого Димитрия Донского – московского князя Иоанна Даниловича Калиты – в 1328 году. В духовной грамоте князя Иоанна Иоанновича 1356 года село Остров снова упоминается и завещается его старшему сыну Димитрию Иоанновичу Донскому.
В XIV–XVII веках село было дворцовым и служило загородной резиденцией великих князей и царей, их любимым местом отдыха. Уже при великом князе Василии III в Острове был княжеский терем. Здесь часто бывали Иоанн Грозный и особенно Алексей Михайлович.
Писцовые книги 1675–1677 годов отмечают, что в дворцовом селе в это время существовали государев двор, два сада, двор конюшенный.
История села описана в книге известного писателя-теолога прошлого века Дмитрия Дмитриевича Благово (1827–1897) "Дворцовое село Остров".
Сведения об Острове мы находим и в книгах Благово о Николо-Угрешском монастыре, расположенном напротив села на левом берегу Москвы-реки, в четырех верстах к северу от него.
В книге об Острове Благово пишет: "Нельзя не подивиться странному сближению судеб села Острова и Угрешской обители с весьма давних времен. Остров, существовавший при Иване Даниловиче Калите, деде Дмитрия Ивановича Донского, был, может быть, виновником основания Угрешского монастыря, ибо великий князь Дмитрий Иванович, вероятно, и расположился на том месте оттого именно, что поблизости было его потешное село. Когда крымцы напали на Остров, сожгли они и Угрешу. Когда московские великие князья посещали Остров, они бывали и на Угреше. Когда царь Алексей Михайлович потешался охотою в Острове, он приходил помолиться и на Угрешу, когда угощал он в Острове вселенских патриархов, посетил он с ними и Угрешскую обитель.
Впоследствии, когда государь оставил Москву, перестали бывать и на Угреше. Одновременно пришли в упадок и Остров, и Угреша. И ежели соседство и близость Острова были отчасти поводом к основанию обители на Угреше, то и Угреша, в свою очередь, была виновницей восстановления Острова, ибо в ней предрешилась его окончательная судьба..."
В начале XVIII века село было пожаловано князю А.Д. Меншикову. В 1753 году, по указу императрицы Елизаветы Петровны, дворцовые села Новопреображенское (Люберцы) и Остров были пожалованы ее племяннику, великому князю Петру Федоровичу.

В 1765 году императрица Екатерина II пожаловала "село Остров и село Беседы с приписными к ним деревнями и приселками, и со всеми принадлежащими угодьями, землями пашенными, лесами и сенными покосами в вечное и потомственное владение" герою Чесменской битвы графу Алексею Орлову.
Последний заложил здесь усадьбу с большим конным заводом, выстроил "обширный дом и превосходный сад, раскинутый по холмам и скатам холмов с удивительным разнообразием и украшенный множеством беседок и павильонов".
Соколиные забавы Алексея Михайловича сменились в это время не менее многолюдными охотами хлебосольного московского вельможи. Отряды псарей в праздничных костюмах, своры собак, блестящие группы гостей и зрителей – вся эта толпа разодетых людей, движущаяся и управляемая призывными звуками рогов и лаем собак, к вечеру возвращалась в Остров, в Конный павильон, где обильный ужин под звуки музыки и при свете фейерверков завершал празднество.
Здесь, в Острове, в мае 1782 года пышно праздновал граф Алексей Григорьевич Орлов свое бракосочетание с Евдокией Николаевной Лопухиной. Венчание состоялось в великолепном Преображенском храме.
В 1785 году родилась графиня Анна Алексеевна, а через год ее молодая мать умерла.
После смерти графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского в 1808 году усадьба постепенно стала приходить в упадок.
"Единственная дочь вельможи, графиня Анна Алексеевна, получившая по своему времени самое блестящее образование, отказавшись навсегда от замужества, посвятила всю свою жизнь на дела богоугодные и на украшение обителей иноческих и церквей" – так писал в своей книге "Старая Москва" М.И. Пыляев. Пожертвования графини Орловой на церковь были очень велики – семь с половиной миллионов рублей.
Графиня до 1830-х годов подолгу жила в Острове, который очень любила. Но после неудавшихся попыток "устроить в Острове женскую обитель и при оной богоугодные заведения... и выстроить на Угреше церковь над задними Водяными воротами, обращенными к Острову", графиня в 1838–1839 годах продала большую часть своих владений, в том числе и Остров, в казну.
Усадьба поступила в собственность министерства государственных имуществ, и часть ее построек была продана Николо-Угрешскому монастырю. И, как пишет Благово, "странными путями, хотя и не при жизни графини Орловой, исполнились все ее благочестивые желания: островской дом и другие строения, принадлежавшие ей и купленные Угрешским монастырем, употреблены совершенно соответственно ее желаниям".
Усадебный дом был перестроен в архиерейский. А из остальных разобранных построек возводились в монастыре в середине прошлого века новые храмы и часовни.
Позднее владение Орловых перешло духовному ведомству. И в переделанных зданиях Конного двора стараниями настоятеля Николо-Угрешского монастыря, замечательного церковного деятеля прошлого века архимандрита Пимена (1810–1880), была открыта богадельня для отставных священников и их семей. Такого благотворительного заведения духовенство до сих пор еще не имело.
На освящении богадельни в Острове присутствовали самые высокие иерархи Русской Православной Церкви.
Но время унесло и когда-то бывшие здесь дворцовые постройки, и сооружения павильонного типа, построенные графом Орловым. Новые события вписали в историю новые страницы, но все так же стоит Преображенский храм, по-прежнему молодой и нарядный, как четыреста с лишним лет тому назад.
Точная дата постройки Преображенского храма села Остров неизвестна. Известно, что в 1646 году здесь в торжественной обстановке произошло освящение церкви в присутствии патриарха и царя. Однако особенности ее архитектуры не оставляют сомнения, что перед нами сооружение XVI века. А упоминаемое освящение было следствием каких-либо починок и достроек.

Этот древний храм, относящийся к блестящей поре русского зодчества, находящийся в непосредственной родственной близости к церкви Вознесения в Коломенском, собору Василия Блаженного, дает тот тип сооружения, в котором еще лучше, еще органичнее слились вместе формы деревянной русской архитектуры, элементы итальянской архитектуры кремлевских соборов и даже отзвуки североевропейского зодчества.
Подобно названным выше храмам, постройка эта отличается своим удивительно найденным треугольным силуэтом, по-видимому, столетиями вырабатывавшимся деревянной русской архитектурой и повторенным здесь.
Храм сооружен из местного белого мячковского камня, который брали для строительства многих храмов Северо-Восточной Руси. Еще при святом князе Димитрии Донском взяли из Мячковского карьера больше ста тысяч тонн камня для строительства Московского Кремля.
Памятник древнерусского зодчества, возведенный в дворцовом селе Остров, бесценен. Как композиция, так и детали храма уникальны для русской архитектуры эпохи Иоанна Грозного.
На крестчатое в плане башнеобразное высокое основание с сильно выделяющимися лопатками поставлен восьмерик, а на него в свою очередь водружен относительно низкий шатер. Места переходов из одной формы к другой декорированы более чем двумястами кокошниками, пышным кружевом пенящимися у основания стройного шатра.
Уникальность храма – и в деталях, не встречающихся в русском каменном зодчестве. Здесь достаточно обратить внимание на профилировку его мощных лопаток, на своеобразие рисунка аркатурного пояса под венчающим карнизом крестчатого основания, на профиль этого карниза, как и на профиль цоколя. До сих пор загадка появления подобных, несвойственных русскому зодчеству XVI века форм в храме села Остров остается неразгаданной.
Видимо, в том же XVI веке были построены приделы (так же, как и апсида основного храма), увенчанные ярусами более спокойных по форме кокошников и украшенные узорной кладкой псковского типа. Особенно красивые, не знающие себе равных, круглые окна, заключенные как бы в лучистую розетку – окна-люкарны. Все элементы храма непревзойденно согласованы единым творческим замыслом.
Галерея-гульбище вокруг храма первоначально была открытой. Лишь в 1830 году, когда была пристроена колокольня в псевдоготическом стиле, галерея была превращена в закрытую.
Этот блистающий праздничной белизной храм – прекраснейшее творение народного гения – был построен в беспокойное для Москвы время, на пути набегов крымских ханов. В толще церковных стен крутая лестница ведет к основанию шатра. Отсюда как на ладони видна редкая по красоте обширная приречная долина. Дозорные до боли в глазах следили за тем, что делается вокруг. Ведь имея прямые оси видимости сразу с тремя приреченскими ансамблями – церковью в селе Петровском, Николо-Угрешским монастырем и церковью Рождества Христова в Беседах, он входил в главную дозорную систему на юго-востоке Москвы.
И сейчас, так же как в далеком XVI веке, стоит на высоком холме окруженный старыми деревьями, среди ландшафта, мало изменившегося со времен Иоанна Грозного, нарядный, бесконечно благородный по формам белокаменный Преображенский храм – одно из самых ярких воплощений красоты и нерасторжимой связи между нашим духовным прошлым и волнующими евангельскими событиями.
Когда смотришь на храм с подножья холма, то вспоминаешь рассказ настоятеля храма отца Леонида, что храм этот и есть воплощение евангельского сказания о Преображении Господнем. Помните? Иисус Христос с тремя учениками – Петром, Иаковом и Иоанном – взошел на высокую гору помолиться. Пока Спаситель молился, утомленные ученики заснули. Когда же они проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо его просияло как солнце, а одежды его стали белыми как свет. Очень схож этот образ с прекрасным белокаменным храмом, поднимающимся над поймой реки и ее далями. А вот рядом с ними два придела, словно два пророка, – Моисей и Илия. А на углах крестчатого столпа стоят 12 тумб с декоративными главками – двенадцать апостолов.
Храм в Острове являет собой взлет человеческого духа, его прорыв к высочайшим вершинам творчества и преобразование камня в чудо совершенной красоты. Но не только тяга к красоте приводит нас в этот храм, но и желание помолиться, очистить свою душу, ощущать таинственную связь с духовным наследием наших предков...
Всякий побывавший в Острове навсегда сохранит незабываемое впечатление от этого изумительного храма-сказания.

И.В. АНТОНОВА

Это последний очерк Инессы Васильевны Антоновой – одного из наших любимейших авторов. Она неоднократно знакомила читателей "Воскресной школы" с историей и святынями Николо-Угрешского монастыря. Мы публиковали ее замечательные очерки в течение нескольких лет и всегда поражались необыкновенной любви и глубокому проникновению автора в историю нашей земли.
К сожалению, наша дорогая Инесса Васильевна скончалась 1 января 2001 года – в первый день нового тысячелетия. Вечная память рабе Божией Инне!

Статья подготовлена при поддержке УК «Столичная Финансовая Корпорация». Если Вы решили выгодно вложить свои деньги под высокий процент, то оптимальным решением станет обратиться в УК «Столичная Финансовая Корпорация». Перейдя по ссылке: «ставки по вкладам в банках», вы сможете, не потратив много времени, узнать более подробную информацию об условиях программы «ВКЛАД СТОЛИЧНЫЙ». УК «Столичная Финансовая Корпорация» работает с 2004 года и уже зарекомендовала себя как надежный поставщик услуг в сфере размещения вкладов под проценты.

Редакция

TopList