РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД

"Я ИМЕЛ В ВИДУ ОДНУ ДЕТСКУЮ ПОЛЬЗУ..."

Н.С.Лесков о проблеме религиозно-нравственного воспитания

Н.С.ЛесковМногие свои творения Н.С. Лесков адресовал именно юным читателям, публикуя эти произведения на страницах детских журналов "Игрушечка", "Задушевное слово", в сборниках для семейного чтения "Искорка", "Складень", "Русским матерям", "На добрую память из русских писателей".
По мнению академика Д.С. Лихачева, Лесков принадлежит к числу "семейных писателей", то есть таких, которых "читали в семье, обсуждали всей семьей", которые "имеют огромное значение для нравственного формирования человека, воспитывают в юности, а потом сопровождают всю жизнь".
Н.С. Лесков был глубоко убежден, что книги, предназначенные для юной читательской аудитории, должны "не только занять внимание читателя, но и дать какое-нибудь доброе направление его мыслям". Это "доброе направление" прежде всего писатель связывал с христианским учением. Так, отзываясь на изданную для детей "Указку к Новому Завету" – книжную закладку с кратким содержанием Евангелия и наиболее употребительными цитатами из него, в 1885 г. Лесков писал: "Я имел в виду одну детскую пользу и важность Евангелия (выделено мной. – А.К.), в котором, по моему убеждению, сокрыт глубочайший смысл жизни" (выделено Лесковым. – А.К.).
Вспоминая собственные детские годы, в "Автобиографической заметке" писатель признавался в своей "счастливой религиозности": "Религиозность во мне была с детства, и притом довольно счастливая, то есть такая, какая рано начала во мне мирить веру с рассудком" (XI, 11). В очерке "Владычный суд" Лесков упоминает о семейных устоях как источнике его воспитания и духовно-нравственного формирования: "Я вырос в своей родной дворянской семье, в г. Орле, при отце, человеке очень умном, начитанном и знатоке богословия, и при матери, очень богобоязненной и богомольной; научился я религии у лучшего в свое время известнейшего из законоучителей отца Евфимия Андреевича Остромысленского <...> Я был таким, каким я был, обучаясь православно мыслить от моего родного отца и от моего превосходного законоучителя, который до сих пор, слава Богу, жив и здоров. (Да примет он издали отсюда мною посылаемый ему низкий поклон.)" (VI, 125).
"Добрые уроки" Закона Божия своего духовного отца Е.А. Остромысленского Лесков впоследствии не раз вспоминал с благодарностью; образ этого "превосходного законоучителя" нашел отражение и в художественном творчестве, например, в рассказах "Зверь", "Привидение в Инженерном замке".
Свято хранил в душе писатель и то, что вложил в нее когда-то его родной отец. Семен Дмитриевич Лесков с самого раннего детства ребенка стремился сформировать в нем представление о главных нравственных ценностях человеческой жизни. В 1836 г. пятилетнему сыну старший Лесков написал письмо-завет, желая передать весь свой жизненный опыт и идеалы. Строки этого завещания вылились из самой глубины отцовского сердца: "Я хотел бы излить в тебя всю мою душу..."
"Любезный мой сын и друг! Николай Семенович! – писал Лескову отец. – <...> Итак, выслушай меня и, что скажу, исполни:

1. Ни для чего в свете не изменяй вере отцов твоих.
2. Уважай от всей души твою мать до ее гроба.
3. Люби вообще всех твоих ближних, никем не пренебрегай, не издевайся <...>
7. Более всего будь честным человеком, не превозносись в благоприятных и не упадай в противных обстоятельствах <...>

Я хотел бы излить в тебя всю мою душу, но довольно <...> Бог тебе в помощь! Отец твой Семен Лесков".
Бережно хранимые отцовские заветы писатель передает и своему собственному сыну Андрею, и всему молодому поколению. Трепетным отношением к "вере отцов", неравнодушием к проблеме нравственного воспитания человека обусловлены лесковская требовательность и принципиальность в вопросах формирования религиозно-нравственного сознания. С возмущением отмечал Лесков бездарное преподавание Закона Божия, по мнению писателя, "самого живого, самого приятного и необходимого предмета учебной программы", который под влиянием неумелых наставников "почти повсеместно обратился для детей в мучительную докуку". "Мы хотим, мы просим, но мы вправе и требовать, – подчеркивает Лесков в очерке "Чудеса и знамения", – чтобы нам в наших детях сберегли веру, которую мы посевали в них с колыбелей, как посевали ее в нас отцы наши. Мы в этом случае не можем уступить никому, ничего, ни на один волос". Настойчиво звучит в этом очерке, помещенном в 28-м номере журнала "Церковно-общественный вестник" за 1878 г., требовательное желание писателя: "Мы не хотим и не можем оставить своих детей без религии, которую делают им неприятною и противною различные "начатки" и "кончатки", выдуманные с целью упразднить изучение Слова Божия в его простой и всякому доступной форме".
Именно в такой форме – "простой и всякому доступной" – обратился Лесков к своим юным читателям со словом "вечной истины", евангельской заповеди, "отцовского завета" в таких произведениях, как "Неразменный рубль", "Зверь", "Пугало", "Привидение в Инженерном замке", "Кадетский монастырь", "Христос в гостях у мужика", "Лев старца Герасима", "Дурачок", "Отцовский завет" и других. В динамичных сюжетах этих творений нет никаких "длиннот и затянутости"; гармонично соединяются реальный и фантастический планы; не дается готовых педагогических рецептов, и "моральный хвостик" (выражение Добролюбова) не превращается в "позвоночный столб" произведения. Дети остаются один на один с текстом, причем автор нередко вступает с читателем в лукавую игру: "хотите – верьте, хотите – нет". При этом открываются безграничные возможности воображения, "домысливания", "сотворчества" с писателем.
Но о чем бы ни говорил Лесков, пусть даже о вещах самых забавных и анекдотических, за внешним планом встает план внутренний – необозримые духовные перспективы и высоты, к которым зовет автор всех, кто может и должен стремиться к совершенству.
Лесков верит в образ Божий в человеке, в то, что душа человеческая может выстоять, победить, даже несмотря на временную победу "бесовщины". "Двойственность в человеке возможна, – размышлял писатель, – но глубочайшая "суть" его все-таки там, где его лучшие симпатии" (XI, 523).
В свою записную книжку Лесков выписал пять заповедей нравственного совершенства:

"1. Не сердитесь и будьте в мире со всеми.
2. Не забавляйтесь похотью блудной.
3. Не клянитесь никому ни в чем.
4. Не противьтесь злу, не судите и не судитесь.
5. Не делайте различия между разными народами и любите чужих так же, как своих".

Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12). Именно этой христианской заповеди он учил своих читателей.
За три года до смерти Лесков писал своему приемному сыну Б.М. Бубнову: "Очень рад, что жажда света в духе твоем не утоляется, а горит. "Кто ищет – тот и найдет". Не дай Бог тебе познать успокоение и довольство собою и окружающим, а пусть тебя томит и мучит "святое недовольство" (XI, 515).
Неутолимая "жажда света" в исканиях истины, добра, совершенства – таков главный завет Лескова поколению юных читателей.

© Алла КРЕТОВА,
кандидат филологических наук,
доцент ОГУ, докторант МПГУ

TopList