Первоначальницей Серафимо-Дивеевского
монастыря является раба Божия схимонахиня
Александра (Мельгунова), которая учредила
общину не по своей воле, но по воле и указанию
Самой Царицы Небесной на местности, взятой
Богородицею Себе в Четвертый удел во вселенной.
Происходила первоначальница Дивеевской обители
матушка Александра (в миру Агафия Семеновна
Мельгунова) из богатой дворянской семьи и рано
овдовела. Около 1758 года она приняла монашеский
постриг с именем Александра во Флоровском
монастыре в Киеве, где сподобилась видения
Божией Матери, повелевшей ей основать новую
обитель на месте, где будет указано. Таким местом
стало Дивеево.
По свидетельству современников, матушка
Александра “была умна и образованна, как редко
бывает образован и мужчина, она лучше всех знала
все уставы и положения церковные; к ней все
обращались за советом и добрым словом”. К концу
жизни собрала она несколько ревнительниц
духовной жизни и построила три келлии – начало
будущей обители.
Перед кончиной матушку Александру посетили
саровские старцы с молодым тогда иеродиаконом
Серафимом, которому завещала она пещись об
обители, обетованной ей Царицей Небесной. За две
недели до смерти Александра сподобилась
пострига в великий ангельский образ.
Получив великое повеление Царицы Небесной, она
принесла в жертву этому повелению свою жизнь и
веровала до конца, хотя и не видела при жизни
исполнения того, что было ей обещано. Ее
благочестивая душа уподобилась силой упования
тем ветхозаветным мужам, о которых святой
апостол Павел говорит, что их мир весь не был
достоин.
Преподобный Серафим предрекал, что со временем,
по Божиему изволению, в обители будут почивать
открытыми святые мощи матери Александры, и
приказывал всем ходить кланяться ее могиле,
произнося при этом: “Госпожа наша и мать,
прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне
было прощено, как ты прощена, и помяни меня у
Престола Божия!”
Другой великой подвижницей, послужившей
славе Божией и Дивеевской обители, была схимонахиня
Марфа (Мелюкова). С 13-летнего возраста по
благословению преподобного Серафима начала она
вести подвижническую жизнь в Дивеевской обители,
превосходя даже тех сестер общины, которые
отличались строгостью жизни. Она стяжала
непрестанную молитву и была почти молчальницей,
только на необходимейшие вопросы отвечая с
небесной кротостью и смирением. Преподобный
Серафим особенно любил ее и посвящал во все свои
откровения, будущую славу обители и другие
великие духовные тайны. Она удостоилась
присутствовать при молении старца о создании по
повелению Божией Матери новой Мельничной
обители.
Высоким, истинно христианским подвигом отмечено
ее житие. Всего шесть лет прожила она в обители и
умерла 19-летней схимницей. О духовном
совершенстве, ею достигнутом, можно судить по
тому, как высоко ценил ее преподобный Серафим,
говоря, что на Небесах она будет в великой славе,
что мощи ее будут почивать в обители, ибо она так
угодила Богу, что сподобилась нетления. По словам
преподобного Серафима, она – начальница над
дивеевскими сестрами в Царствии Небесном, в
обители Божией Матери.
Всякий верующий человек свято почитает память
непорочной избранницы Божией, окруженной светом
неземной неувядающей красоты, и по заповеди
великого старца припадает к ее могиле с молитвой:
“Госпоже и мати наша Марфо, помяни нас у
Престола Божия во Царствии Небесном!”
Горячей верой и неослабным подвигом
ознаменована также жизнь дивеевской подвижницы монахини
Елены (Мантуровой). Отвергнув все земное,
устремила она путь свой к Небу, которое стало ее
неотъемлемым уделом. Идя по пути самоотречения и
уверовав в святость своего духовника, она каждое
слово его принимала как бы из уст Божиих и была
послушна ему даже до смерти.
Три года готовил ее старец Серафим к поступлению
в Дивеевскую общину. Получив благословение, на
крыльях радости полетела она в Дивеево. Пребывая
в непрестанной молитве, в постоянном созерцании
и молчании, проводила монахиня Елена свое
богоугодное житие и во всем была послушна
преподобному Серафиму. В одном только не
соглашалась она со старцем – быть начальницей
Мельничной обители. Необыкновенно добрая от
природы, Елена Васильевна явно или видимо ничего
не делала, но зато, насколько умела и могла,
творила добро тайно, непрестанно и много. Матушка
Елена исполняла все трудные поручения
преподобного Серафима.
Великий старец необыкновенно и горячо любил свою
боголюбивую послушницу. Поистине замечательны
были последние дни и кончина ее, когда батюшка
Серафим призвал к себе монахиню Елену и
благословил за послушание умереть вместо брата
своего, Михаила Васильевича, благодетеля и
строителя Дивеевской обители, которому пришло
время умирать, но он еще был нужен для обители.
Кротко и смиренно приняла матушка Елена
послушание и через несколько дней мирно отошла
ко Господу. Скончалась монахиня Елена 27 лет от
рождения, пробыв в Дивеевской обители всего семь
лет. Смерть ее – дивная тайна.
Преподобный Серафим говорил, что душа монахини
Елены, как голубица, вознеслась ко Святой Троице,
а мощи ее со временем будут открыто почивать в
обители. В Летописи Серафимо-Дивеевского
монастыря указывается, что на могиле Елены
Васильевны не раз творились чудеса и исцеления.
К святой могилке ежедневно ходили сестры и гости
монастыря поклониться и помолиться: “Госпожа
и мать наша Елена, помяни нас у Престола Божия во
Царствии Небесном!”
Освященный Собор, благодатью Божиею
поспешествуемый, рассмотрев подвижнические
труды сих угодниц Божиих, с благоговением и
любовию определил:
Причислить угодниц Божиих к лику местночтимых
святых преподобных жен Нижегородской епархии,
милостыню Господней прославленных.
Честные их останки считать отныне святыми мощами
и воздавать им достодолжное почитание.
Память преподобным женам Дивеевским праздновать
в день кончины: преподобной Александре,
первоначальнице Дивеевской, – 13 (26) июня,
преподобной Марфе Дивеевской – 21 августа (3
сентября), преподобной Елене Дивеевской – 28 мая
(10 июня).
Установить празднование Собора преподобных жен
Дивеевских 8 (21) июля, в день возобновления
Серафимо-Дивеевского монастыря.