Сегодня заключился круг праздников, от
самой недели мытаря и фарисея возводящих
верующую душу как бы по ступеням молитвенного
созерцания от одного таинства к другому. Мы
созерцали тайну греха, тайну воплощения, тайну
страдания, тайну воскресения. И вот, как венец,
как альфа и омега, начало и конец созерцания,
воссиял нам и осиял нас радостью праздник святой
Троицы. Люди Божии! Ведь это самая глубина нашей
веры – это таинство жизни и смерти.
И стоит наш праздник как раз на той поре года,
когда возникает отовсюду, возбуждается и
возрастает жизнь всякого создания. Вся земля
цветет и красуется, крины сельные одеты славою,
воздух кишит мириадами тварей, и каждый лист,
каждый цветок, каждая былинка, каждая мошка есть
тайна создания, великая, неразгаданная, но
ощущаемая тайна. Посреди ходит человек –
величайшая тайна жизни, нося в себе подобие
образа Божия, и над всем этим великая и страшная
тайна вечности, отовсюду объемлющая жизнь!
Посреди этой жизни, под кровом этой тайны душа
человеческая чувствует, что она откуда-то, по
чьему-то велению возникла вместе со всем, что
живет с нею во вселенной, и живет, и стремится
куда-то – к своему началу! Как ей отрешиться от
этой тайны, когда над нею высоко свод
небесный с таинственными светилами мироздания,
вокруг нее жизнь природы, исполненная таинств, а
внизу на земле и в прахе земном – могилы, через
которые прошло и проходит все живущее! И сколько
бы ни слышалось вокруг умных и безумных речей о
том, что нет никакой тайны, не поверит этому душа
человека и не перестанет от могилы обращаться
вверх к светилам и великим стремлением истины
искать Духа Животворящего, от Коего все исходит и
Коим все содержится.
И вот, чтобы не ослабела на пути наша вера, чтобы
обновилось новой силой наше стремление, сегодня
Святая Церковь составила нам этот великий
праздник и собрала на нем все словесные черты
великой тайны, чтоб на них сосредоточилось и
процвело радостью молитвенное ее созерцание. Вот
уже в той молитве, которую каждый день привыкли
мы твердить, сегодня слышится нам точно новое
торжественное откровение глубоко таящегося в
душах таинственного ожидания: "Царю
Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и
вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю,
прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия
скверны, и спаси, Блаже, души наша!"
Константин Петрович
ПОБЕДОНОСЦЕВ (1827–1907) в течение целой
четверти века был обер-прокурором Святейшего
Синода, но значение его много шире этой
должности. Будучи воспитателем двух императоров
(он преподавал правоведение будущим царям
Александру III и Николаю II), он влиял на важные
государственные решения. Протоиерей Валентин АСМУС |
Вся утреня сливается как бы в одну
торжественную песнь Триединому Божеству,
Создателю и Спасителю мира, одухотворяющему
жизнь всего живущего во вселенной: "Во
дворех Твоих воспою Тя, Спасе мира, и преклонь
колена поклонюся Твоей непобедимой силе, вечер и
утро и полудне и на всякое время благословлю Тя,
Господи". И во всех этих песнях, потоком
несущихся на весь собравшийся Собор церковный,
слышится, и у всех, больших и малых, на лицах
отражается тихая радость торжественного
созерцания тайны Божией. Господь Иисус, Слово
Божие, "тихообразно совершив, по словам
церковной песни, сердца человеков",
вознесся на небо, но пребывает неотступно, и Духа
Своего ниспослал ученикам, и сотворил их ловцами
человеков, некнижных – мудрости научил, рыбарей
– богословцами показал и открыл им тайну языков,
и послал их во вселенную просвещать светом
сердца и души и вносить в жизнь новые заветы, один
– любите друг друга, как Я возлюбил вас, и
другой завет – радуйтеся. И вот, сегодня
оглянемся вокруг: на всех лицах тихая радость,
все несут с собою цветы и зелень – знамение жизни
и красоты, все радуются на цветущую со всех
сторон природу и у всех играет сердце, когда
послышится на литургии потоком несущийся
антифон: "Небеса поведают славу Божию,
творение же руку Его возвещает твердь. Услышит тя
Господь в день печали. Спаси ны, Утешителю Благий,
поющия Ти: Аллилуиа!"
В свете нынешнего праздника Церковь объемлет
молитвою всю вселенную, в вечности, пред лицем
вечного Бога. Иже несть Бог мертвых, но Бог
живых. С нами – сонм всех ближних и милых,
оплаканных нами в жизни, и мы за них молимся,
веруя, что они живы и вместе с нами все, все
совокуплены в празднующую и молящуюся Церковь, и
мы в памяти их, улыбаясь, плачем, и плача,
радуемся, что жизнь, по слову и по вере Церкви
святой, сливается воедино со смертью в единой
вечности и что смерть есть не гибель и
уничтожение жизни, но "преставление с худшаго
на лучшее", от зла и неправды и рабства в
"свободу славы чад Божиих".