ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК

ТРОИЦЫН ДЕНЬ

Сегодня заключился круг праздников, от самой недели мытаря и фарисея возводящих верующую душу как бы по ступеням молитвенного созерцания от одного таинства к другому. Мы созерцали тайну греха, тайну воплощения, тайну страдания, тайну воскресения. И вот, как венец, как альфа и омега, начало и конец созерцания, воссиял нам и осиял нас радостью праздник святой Троицы. Люди Божии! Ведь это самая глубина нашей веры – это таинство жизни и смерти.
И стоит наш праздник как раз на той поре года, когда возникает отовсюду, возбуждается и возрастает жизнь всякого создания. Вся земля цветет и красуется, крины сельные одеты славою, воздух кишит мириадами тварей, и каждый лист, каждый цветок, каждая былинка, каждая мошка есть тайна создания, великая, неразгаданная, но ощущаемая тайна. Посреди ходит человек – величайшая тайна жизни, нося в себе подобие образа Божия, и над всем этим великая и страшная тайна вечности, отовсюду объемлющая жизнь! Посреди этой жизни, под кровом этой тайны душа человеческая чувствует, что она откуда-то, по чьему-то велению возникла вместе со всем, что живет с нею во вселенной, и живет, и стремится куда-то – к своему началу! Как ей отрешиться от этой тайны, когда над нею высоко свод небесный с таинственными светилами мироздания, вокруг нее жизнь природы, исполненная таинств, а внизу на земле и в прахе земном – могилы, через которые прошло и проходит все живущее! И сколько бы ни слышалось вокруг умных и безумных речей о том, что нет никакой тайны, не поверит этому душа человека и не перестанет от могилы обращаться вверх к светилам и великим стремлением истины искать Духа Животворящего, от Коего все исходит и Коим все содержится.
И вот, чтобы не ослабела на пути наша вера, чтобы обновилось новой силой наше стремление, сегодня Святая Церковь составила нам этот великий праздник и собрала на нем все словесные черты великой тайны, чтоб на них сосредоточилось и процвело радостью молитвенное ее созерцание. Вот уже в той молитве, которую каждый день привыкли мы твердить, сегодня слышится нам точно новое торжественное откровение глубоко таящегося в душах таинственного ожидания: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!"

Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ (1827–1907) в течение целой четверти века был обер-прокурором Святейшего Синода, но значение его много шире этой должности. Будучи воспитателем двух императоров (он преподавал правоведение будущим царям Александру III и Николаю II), он влиял на важные государственные решения.
Враги и противники чаще всего представляли Победоносцева чиновником, для которого Церковь была всего лишь орудием государственной политики. На самом же деле он был человеком Церкви, и воззрения его, как бы мы к ним ни относились, образовались под влиянием таких лиц, как, например, митрополит Филарет Московский. Филарет и Победоносцев – очень важная и совсем нераскрытая тема.
Книга Константина Петровича Победоносцева "Праздники Господни" – довольно редкий в нашей словесности образец религиозной лирики, где сердечное чувство неотделимо от устремления верующего разума к постижению духовной реальности. Это истинный шедевр одного из лучших русских стилистов.
Но предоставим самому автору сказать о своей книге, приведя его письмо императору Александру III: "Благоволите, Ваше Величество, принять новую книжку, мною изданную без имени автора. Все, что помещено здесь, писано мною в счастливую пору моей жизни, когда я жил без забот, тихо и незнаемый людьми, в Москве, в родительском доме. Благочестивые родители с детства приучили меня к церкви, и свои церковные впечатления я писал сам для себя. Это старые листки, никому, кроме меня самого, неизвестные, захотел я собрать и напечатать, покуда жив еще, без имени автора…" (Письма Победоносцева к Александру III. Т. II. М., 1926).

Протоиерей Валентин АСМУС

Вся утреня сливается как бы в одну торжественную песнь Триединому Божеству, Создателю и Спасителю мира, одухотворяющему жизнь всего живущего во вселенной: "Во дворех Твоих воспою Тя, Спасе мира, и преклонь колена поклонюся Твоей непобедимой силе, вечер и утро и полудне и на всякое время благословлю Тя, Господи". И во всех этих песнях, потоком несущихся на весь собравшийся Собор церковный, слышится, и у всех, больших и малых, на лицах отражается тихая радость торжественного созерцания тайны Божией. Господь Иисус, Слово Божие, "тихообразно совершив, по словам церковной песни, сердца человеков", вознесся на небо, но пребывает неотступно, и Духа Своего ниспослал ученикам, и сотворил их ловцами человеков, некнижных – мудрости научил, рыбарей – богословцами показал и открыл им тайну языков, и послал их во вселенную просвещать светом сердца и души и вносить в жизнь новые заветы, один – любите друг друга, как Я возлюбил вас, и другой завет – радуйтеся. И вот, сегодня оглянемся вокруг: на всех лицах тихая радость, все несут с собою цветы и зелень – знамение жизни и красоты, все радуются на цветущую со всех сторон природу и у всех играет сердце, когда послышится на литургии потоком несущийся антифон: "Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Услышит тя Господь в день печали. Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа!"
В свете нынешнего праздника Церковь объемлет молитвою всю вселенную, в вечности, пред лицем вечного Бога. Иже несть Бог мертвых, но Бог живых. С нами – сонм всех ближних и милых, оплаканных нами в жизни, и мы за них молимся, веруя, что они живы и вместе с нами все, все совокуплены в празднующую и молящуюся Церковь, и мы в памяти их, улыбаясь, плачем, и плача, радуемся, что жизнь, по слову и по вере Церкви святой, сливается воедино со смертью в единой вечности и что смерть есть не гибель и уничтожение жизни, но "преставление с худшаго на лучшее", от зла и неправды и рабства в "свободу славы чад Божиих".

TopList