ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ

БУТОВСКИЙ ПОЛИГОН

Русская Голгофа

Мемориальные доски на Бутовском полигоне

Теперь перенесем наш взор с прошлого на будущее. Что ожидает в будущем нашу Церковь, наше Отечество? Наконец, участь каждого из нас? За Церковь мы не боимся: она имеет великие обетования Учредителя, и Спасителя, и Руководителя ее. Не только враги видимые, но и невидимые – врата адова не одолеют ее. Церковь гонима, но несокрушима; как прежде, так и теперь, так и в будущее время. Повторятся, быть может, и времена мученичества, но Церковь пребудет неодолимою: гонение и мучение могут обновить ее и дать ей лучшее убранство. Что касается нашего Отечества, то благополучие его стоит в зависимости от того, устоит ли оно на тех основах, на которых создалась, росла, укреплялась и достигла своего величия русская земля. Эти основы составляют православие веры, самодержавие царя и неделимость земли и народа русского.

Макарий НЕВСКИЙ,
митрополит Московский

Бутовский полигон под Москвой – место тайных расстрелов и захоронений десятков тысяч людей. Известны имена 20 765 человек, расстрелянных здесь в период с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 года. Возможно, их в несколько раз больше, и, скорее всего, мы никогда не узнаем имена всех убиенных здесь. Но они записаны в иных списках, иной Книге – Книге Жизни, где ни один не забыт.
Бутовский полигон находится на земле бывшей старинной усадьбы Дрожжино, известной с XVI века. В 20-х годах XIX столетия земля эта перешла в собственность ГПУ–ОГПУ, а в середине 30-х годов на территории бывшего имения была выделена "спецзона" площадью 2 кв. км. Жителям ближайших деревень сообщили, что в Бутове оборудован стрелковый полигон. Действительно, начиная с 1935 года звуки выстрелов со стороны леса и Бутовского полигона слышались постоянно. Однако документальное подтверждение того, что в Бутове производились массовые расстрелы, было получено лишь в 1991 году, когда в архивах Министерства обороны и других учреждений обнаружили одиннадцать томов дел с предписаниями и актами о приведении в исполнение приговора о расстрелах.
Самые многочисленные расстрелы пришлись на февраль 1938 года.
Среди жертв Бутова наибольшее число составляют москвичи, жители Подмосковья и соседних областей; кроме того, в списках погибших немало представителей республик бывшего СССР, лица иностранного происхождения и подданства. По численности после русских, которых в бутовских погребальных рвах было большинство, преобладают латыши, поляки, евреи, украинцы, немцы, белорусы; всего же национальностей насчитывается свыше шестидесяти. Больше всего погребено в Бутове простых крестьян и рабочих. Следующие по численности – служащие различных советских учреждений. В бесконечных, до пятисот метров длиной, бутовских рвах лежат останки выдающихся государственных деятелей дореволюционной России, это председатель второй Государственной думы Ф.А. Головин, московский генерал-губернатор В.Ф. Джунковский, его адъютант В.С. Гадон, правнук Кутузова, профессор церковного пения М.Н. Хитрово-Крамской, один из первых русских летчиков Н.Н. Данилевский, известные ученые, инженеры, военные, представители искусства и культуры.

Бутово – не единственное место массовых расстрелов и захоронений в нашей стране. Таких мест – сотни. Но вряд ли найдется на нашей земле, да и во всем мире место, где было расстреляно столько священнослужителей, как в Бутове. На сегодняшний день известны имена 896 человек, убиенных здесь за веру и Церковь Православную. Принявшие крестную муку, но не отрекшиеся от веры отцов "страстотерпцы и пастырие, монаси и мирстии, мужие, жены же и дети" пополнили ряды небесных предстоятелей за Русскую Церковь. "О непоколебимии новомученицы Российстии, воистину есте слава Церкве". Сонм убиенных священнослужителей возглавляют восемь архиереев: прославленный ныне в лике святых священномученик митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Димитрий (Добросердов), архиепископ Николай (Добронравов), епископ Арсений (Жадановский), епископ Аркадий (Остальский), епископ Иона (Лазарев) и епископ Никита (Делекторский). Вместе с архиереями пострадали одиннадцать архимандритов, в их числе – последний настоятель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры отец Кронид (Любимов) с братией, много известных и глубоко почитаемых иереев, игумены, монахи, простые сельские батюшки, диаконы; в списках расстрелянных мы находим имена псаломщиков, церковных старост, регентов, певчих, членов церковных советов, обыкновенных прихожан. Русской Голгофой назвал Бутовский полигон Святейший Патриарх Алексий II. Мы верим, что кровь невинно убиенных была пролита не напрасно: "Дни преставления отшедших к Богу в муках днями рождества их наречении быша".
О расстрелах и захоронениях, производившихся в Бутове после октября 1938 года, известно лишь по рассказам местных жителей; документов, подтверждающих расстрелы 1939 – начала 1950 годов, пока не найдено. В середине 50-х годов "зона" была ликвидирована, и на ее краях возник дачный поселок для офицерского состава КГБ. Часть полигона, где сосредоточены захоронения, была огорожена глухим забором и до 1995 года строго охранялась. Осенью 1993 года в южной части полигона была установлена мемориальная плита, а в мае следующего года воздвигнут большой Поклонный крест. Тогда же в 1994 году составилась община храма Святых новомучеников и исповедников Российских, и в конце 1996 года вновь выстроенный храм был освящен. На земле полигона, переданной в 1995 году в собственность Московской Патриархии, в течение нескольких лет проводились научно-исследовательские работы, подтвердившие наличие массовых захоронений расстрелянных.

Начиная с 1992 года московская общественная группа по увековечению памяти жертв политических репрессий с помощью сотрудников ФСК–ФСБ приступила к обработке найденных в архивах следственных материалов. Эта работа, при участии общины храма в Бутове, продолжается и по сей день. Все выявленные данные ложатся на страницы Книги Памяти "Бутовский полигон", которая издается на средства Московского правительства. В списках расстрелянных многие находят своих родных и близких, бесследно пропавших в 1937–1938 годах.
На святой, "убеленной кровью" мучеников земле Бутова постоянно звучат молитвы к тем, кого "ни муки, ни смерть не разлучиша от любве Божия". Здесь – наше покаяние и наша надежда. Один современный богослов пишет:

Россия восстанет, когда
поднимет взор свой и увидит, что все
святые,
в земле Российской просиявшие, живы
в Божием Царстве, что в них дух
вечный
и что нам надо быть с ними.

ПОБЕДИТЕЛИ

Русская Церковь никогда не отделяла себя от тех, кто ее преследовал. Церковь – это тело Христово, распинаемое ради спасения своих мучителей.

Патриарх Алексий I (Симанский)

Панихида у Поклонного креста. 5 ноября 2000 г.

В воскресенье, 5 ноября 2000 года на полигоне в Бутове, в храме Святых новомучеников и исповедников Российских, состоялось торжественное богослужение в память тех, кто принял свой мученический венец в Бутове в 1937 году. Среди них – священномученик Владимир Амбарцумович Амбарцумов, крупный ученый-физик, руководитель Российского христианского студенческого движения, причисленный на Освященном Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви к лику святых. Сначала на Волге, а потом в Москве священномученик Владимир нес молодежи, людям слово Божие. Служение Господу нашему Иисусу Христу было единственным смыслом его жизни. Деятельная вера и молитвенное общение с Богом отличало его жизнь.
Небольшой красивый бревенчатый храм, спроектированный архитектором Дмитрием Шиком, вместил в себя многих, приехавших в этот день почтить память святых мучеников. Среди них были родственники пострадавших в те годы. Божественную литургию служил настоятель храма священник Кирилл Каледа, внук священномученика Владимира. В своем слове, сказанном собравшимся в храме, отец Кирилл говорил о том, что все мученики, пострадавшие в России в дни гонений, в страшных условиях, перед лицом смерти сохранили в себе образ Божий и отдали свою жизнь во имя Господа, а значит, и ради нас с вами, ради обретения жизни вечной во Христе. Многие города и села имеют своих мучеников, засвидетельствовавших стойкость веры в Господа перед лицом мучителей, и теперь многие требуют суда над палачами, сказал отец Кирилл. А ведь суд уже состоялся, уже произошел. Мне отмщение и аз воздам. Известно, что палачи умирали от рук других палачей. Те, кто убивал в 20-х годах, умирали в 30-х… А Русская Православная Церковь всему миру явила сонм своих святых мучеников.
День службы был холодный, пасмурный, немного туманный, но во время Божественной литургии вдруг выглянуло солнце, осветило иконы в храме, золотистые бревенчатые стены его, все оживилось.
Священник Алексий Амбарцумов, другой внук священномученика Владимира, призвал всех к единению. Не надо разделяться между собой, ругать коммунистов, а нужно своей жизнью нести Слово Божие в мир, сказал он. Печаль наша не только о том, что умерли в муках родные люди, а о том, насколько же мы недостойны пролитой крови этих истинных христиан, благодаря которым мы живем, а наши семьи цветут. Мир, страна, город, село стоят на праведнике своем и будут стоять, пока будут на земле праведники и молитвенники. Но и мы изменимся, обязательно, непременно изменимся к лучшему в будущем. В этом наша вера и наши молитвы к Господу.
Атмосфера в храме стала горячо-трепетная, наполнилась тихой радостью и вместе великой печалью. Многие сдерживали слезы, а кто-то плакал. Все почувствовали тихий мир, сошедший в души после Божественной литургии, и как бы благословляющие руки святых. И лица всех присутствовавших не были лицами людей, носящих траур, – это были лица победителей.

Священник Илия АМБАРЦУМОВ,
кандидат богословских наук

TopList