Забвение памяти предков

История о парке Победы в Санкт-Петербурге

Парк Победы, беседка-монумент  и пруд...Одной из трагедий современной русской нации является все большее и большее забвение памяти предков, нивелировка значимости многих исторических событий. Большая часть молодежи при этом ориентируется на западный образ жизни и на те “ценности”, которые соизмеряются только чистоганом, – это приводит к потере духовной связи между поколениями. Жизненный и практический опыт стариков уже никому не нужен, да и сами старики, прожив жизнь, воплощая идеи коммунизма – этого призрачного рая для всех на земле, после крушения идеологической системы оказались не способными к тому, чтобы духовно обогатить молодое поколение России. Отвергнув Православие, заменив Бога горьковским “человек – это звучит гордо!”, мы заслуженно пожинаем горькие плоды.

Когда для человека значимым является только его личное “я”, то такие чувства, как любовь к ближнему, сострадание чужому горю, жертвенность, почитание старших, хранение и уважение памяти предков, атрофируются и становятся ненужными. Для человека, переступившего порог Божиего храма, ставшего на путь православной веры, выход из этого нравственного тупика известен – это покаяние, молитва за своих предков, это путь к Богу, Его Церкви.

История, с которой вы сейчас познакомитесь, обращена, скорее всего, к тем, кто еще находится вне Церкви. Но, независимо от этого, каждый из нас в той или иной степени причастен к подобным событиям, потому нельзя откладывать покаяние, покаяние в забвении памяти предков и мест их захоронения.

Первый Государственный кирпично-пемзовый завод города Ленинграда вступил в эксплуатацию в 1931 году. Он находился в юго-западной части нынешнего Московского парка Победы. Во время блокады значился по адресу: Московское шоссе, дом 62. История завода в период блокады была и до сих пор остается “белым пятном” в истории Отечества. После Великой Отечественной войны отчеты завода за период блокады были засекречены.

В начале блокады Ленинграда кирпично-пемзовый завод был переведен на казарменное положение. На заводе был создан отряд МПВО из работников завода. По сигналу тревоги рабочие собирались в проходной завода и там их распределяли по постам. Они должны были тушить “зажигалки”, так как город ежедневно подвергался обстрелам и бомбежкам. На заводе было много разрушений. Но, несмотря на исключительно тяжелое положение, в котором находился завод (разрушения, работа в условиях постоянного артиллерийского обстрела, недостаток электроэнергии, топлива и сырья, полуголодное состояние), рабочие выполняли план и выпускали красный кирпич, пемзу, искусственную белую, черную и так называемую ручную, а так же взрывчатые брикеты.

Голод, холод долгой блокады, перебои с электроэнергией, невозможность эвакуироваться на Большую землю – все это приводило к сотням тысяч смертей. Люди умирали в холодных квартирах, на улицах города. Возникла опасность распространения эпидемий. Поэтому в начале 1942 года на территории завода была организована массовая кремация трупов.

Агутова (Прокофьева) Зинаида Никифоровна: “Я работала на Государственном кирпично-пемзовом заводе № 1 с 28 мая 1941 года... мой папа умер 12 января 1942 года и похоронен на Волковском кладбище в братских могилах, брат, которому исполнилось 15 лет, умер 17 марта 1942 года. Он кремирован в печах завода”.

Первоначально кремирование производилось в одной печи, но вскоре была введена в эксплуатацию и вторая...

Кадыкова Анна Николаевна: “25 апреля 1942 года я была переведена на погрузку трупов на вагонетки. Когда я вошла на этот участок, то увидела в цехе, между помещениями раздевалки, душевой и печами, очень много складированных трупов, а также на территории завода”.

Прах вывозился по узкоколейной железной дороге и ссыпался в карьеры. Кремация проходила в три смены. Кроме гражданских лиц, кремировали и погибших солдат. Каждый день грузовики с телами погибших вереницей выстраивались у проходной завода по дороге и далее по Московскому шоссе в сторону города. Жители ближайших домов также привозили тела своих умерших близких к воротам завода. Пропускная способность крематория за одну смену, по утверждению очевидцев, была около 800 умерших.

Общее количество кремирований на заводе неизвестно. Во всех документах о кремации нет полного числа, да и промежуточные данные расходятся. Цифры нызывались от 600 тысяч до 117 тысяч.

Дубровина (Силина) Нина Александровна: “Вагонетки выкатывали из цеха... и мы сбрасывали пепел в пруд... Вспоминать об этом страшно..."

В 1944 году завод прекратил кремирование и перешел на выпуск красного кирпича, извести, сланцевой золы, песка, газогенераторных чурок. Ликвидирован он был в мае 1961 года.

Строения завода снесены, и сейчас на этом месте разбит Московский парк Победы. И, казалось бы, потомки должны чтить память тех сотен тысяч людей, которые были кремированы в этом месте, и место это сделать местом поклонения и молитв об умерших. Но действительность говорит об ином. Да, здесь соорудили монумент-беседку в память погибших в блокаду Ленинграда. Но когда я впервые попал в этот парк, мне пришлось приложить немало усилий, чтобы найти человека, который бы указал место, где находится монумент, посвященный жертвам войны. Позднее, встречаясь со специалистами, мне не раз приходилось слышать мнение, что монумент в парке Победы по своему решению не соответствует тому, что происходило на этой земле в годы Великой Отечественной войны. Да и установлен он в стороне от реального места кремации и захоронений. Сейчас на месте заводского корпуса построен надземный павильон метро, вокруг которого идет бойкая и оживленная торговля. Торговая зона расширяется все больше и больше, почти захватив то место, где располагались печи завода. Русская Православная Церковь на территории парка установила крест для того, чтобы построить в дальнейшем на этом месте часовню, но эта идея не встречает заинтересованной поддержки у администрации города, а на пруду первые “моржи” уже открыли купальный сезон, "заряжаясь энергией" в водоеме, на дне которого покоится прах многих тысяч людей. Так и становимся мы иванами, родства не помнящими, не желающими знать, что земля, по которой каждый день прогуливаются сотни тысяч ленинградцев, хранит в себе прах жителей блокадного Ленинграда, погибших от голода, холода, бомбежек, болезней, хранит прах солдат, отдавших свою жизнь за други своя, защитивших этот город, отстоявших наше с вами право жить на своей земле.

Игорь ВЯЗОВСКИЙ

(Материал написан с привлечением данных,
изложенных в работе Михаила Волкова
“История кирпично-пемзового завода в период ВОВ”)
г. С.-Петербург

TopList